Нагибин Юрий (1920–1994) – прозаик и журналист родился в этом доме, в семье служащего. В 8 лет после развода родителей остался с матерью, которой обязан основополагающими качествами своей личности. В литературном обучении обязан своему отчиму, писателю. Нагибин не сразу нашел свое призвание. В юности увлекался футболом, ему предсказывали большое будущее. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Однажды сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но процесс писания захватил юношу. После окончания школы поступил в Первый московский медицинский институт (исполняя желание матери), но проучился только до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открылся прием на сценарный ф-т, куда Нагибин прошел. Учеба шла легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей было много. В 1940 г. был напечатан его первый рассказ. Закончить ВГИК не удалось, т. к. началась война. Был направлен на Волховский фронт. Все наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы. В 1942 г. был контужен, вернулся в Москву и работал в газете «Труд»: побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса. В 1943 г. выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта». Приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники «Большое сердце», «Две силы» и др. По окончании войны занимался журналистикой, но продолжил работать и над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были популярны. Середина 1950-х гг. была плодотворной: вышли сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной». Произведения о предвоенном московском детстве, юношеской дружбе, первых влюбленностях пронизаны грустной мелодией – повествование в них ведется о сверстниках, многие из которых не вернулись с войны. Однажды по приглашению своего друга поехал в Мещеру на охоту, и мещерская тема вошла в его творчество: написал сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были», «Зеленая птица с красной головой». В 1980-е гг. написал цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.) – сборник «Царскосельское утро». Много сил отдал кино, написав сценарии фильмов: «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др. Работая для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, Голубкиной и др.
Произведения Нагибина отмечены тонким лиризмом и проникновенной любовью к Москве: полные автобиографических мотивов сборники рассказов «Чистые пруды», «Переулки моего детства», повести «Школьный альбом», «В те юные годы», «Моя золотая теща», «Тьма в конце туннеля» и др. Московские адреса, фигурирующие в этих произведениях, – д. 7 и 9 в Армянском пер., где прошли детство и юность писателя, д. 4 на ул. Черняховского. Москва – постоянный фон действия, город, создающий незримую атмосферу описываемых событий, или непосредственный объект изображения во многих произведениях Нагибина, в том числе киносценариях («Чистые пруды», «Лето моего детства» и др.) и биографических новеллах о деятелях отечественного искусства. Многие подробности московской жизни Нагибина раскрыты в опубликованном посмертно «Дневнике». В 1997 г. вышла посвященная Москве книга Нагибина «Всполошный звон». Писатель одним из первых дал ответ на рыночную ситуацию, опубликовав книгу «Любовь вождей» – собрание повестей и рассказов, среди действующих лиц которых Сталин, Гитлер, Берия, Брежнев. Сюда же вошла фельетонная, написанная в раздражении «Повесть о том, как не поссорились Иван Сергеевич с Иваном Афанасьевичем». А в годы перед смертью пошла автобиографическая проза – «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща», «Дневник». Это исповедь передающая текучесть жизни, смену настроений, оценок, суждений. Общим достоянием стало интимное, то, что годами таилось в душе, болело. Здесь –откровенность, подчас «на грани фола» с пренебрежение общественным мнением, искренность. За это многие, в том числе, бывш. друзья, на него обиделись, а он и был одиночка по жизни. Но он писал правду, как он думал. И «Дневник» – это главная книга писателя. Работал до конца дней своих. Умер в Москве в 74 года.
Произведения Нагибина отмечены тонким лиризмом и проникновенной любовью к Москве: полные автобиографических мотивов сборники рассказов «Чистые пруды», «Переулки моего детства», повести «Школьный альбом», «В те юные годы», «Моя золотая теща», «Тьма в конце туннеля» и др. Московские адреса, фигурирующие в этих произведениях, – д. 7 и 9 в Армянском пер., где прошли детство и юность писателя, д. 4 на ул. Черняховского. Москва – постоянный фон действия, город, создающий незримую атмосферу описываемых событий, или непосредственный объект изображения во многих произведениях Нагибина, в том числе киносценариях («Чистые пруды», «Лето моего детства» и др.) и биографических новеллах о деятелях отечественного искусства. Многие подробности московской жизни Нагибина раскрыты в опубликованном посмертно «Дневнике». В 1997 г. вышла посвященная Москве книга Нагибина «Всполошный звон». Писатель одним из первых дал ответ на рыночную ситуацию, опубликовав книгу «Любовь вождей» – собрание повестей и рассказов, среди действующих лиц которых Сталин, Гитлер, Берия, Брежнев. Сюда же вошла фельетонная, написанная в раздражении «Повесть о том, как не поссорились Иван Сергеевич с Иваном Афанасьевичем». А в годы перед смертью пошла автобиографическая проза – «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща», «Дневник». Это исповедь передающая текучесть жизни, смену настроений, оценок, суждений. Общим достоянием стало интимное, то, что годами таилось в душе, болело. Здесь –откровенность, подчас «на грани фола» с пренебрежение общественным мнением, искренность. За это многие, в том числе, бывш. друзья, на него обиделись, а он и был одиночка по жизни. Но он писал правду, как он думал. И «Дневник» – это главная книга писателя. Работал до конца дней своих. Умер в Москве в 74 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий