Аргуновы – семья художников и архитекторов, крепостные графов Шереметевых. Работали в Москве и подмосковных имениях Шереметевых (Кусково, Останкино и др.), а также в Петербурге.
Родоначальником этой даровитой семьи был Иван Аргунов (1727 или 1729 – 1802). Его творчество достигает расцвета в 1750-е годы. Он пишет многочисленные портреты придворной знати, выполняет заказы двора. Художник прекрасно владел композицией и цветом и достигал большой выразительности в работах. У Аргунова было много учеников; в их числе, первые русские академики К. Головачевский, А. Лосенко и И. Саблуков. Несмотря на широкую известность, художник остался крепостным, не имел права самостоятельно брать работу и в каждом случае был вынужден «всенижайше» обращаться к П. Шереметеву. В 1784 г. И. Аргунов написал одно из замечательных произведений живописи 18 века – «Девушка в кокошнике». С большим теплом запечатлел он облик молодой крестьянки, полный внутренней красоты и человеческого достоинства. Возможно, что этот портрет писался в Москве или в Кускове, куда Аргунов нередко выезжал по указанию П. Шереметева для выполнения разных художествен¬ных работ. Один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К. и Х. Хрипуновых; «Неизвестная в русском костюме»). В 1788 г. П. Шереметев перевел И. Аргунова в Москву, назначив одним из управителей. Жил художник в шереметевском доме на Никольской, 10 (не сохранился). Входя в крепостную коллегию, ведавшую имуществом графа, он наблюдал за его московскими домами, следил за подготовкой празднеств, отвечал за хранение фамильных драгоценностей. Эти обязанности не оставляли ему времени для занятий искусством. Приближающаяся старость и труд истощили силы художника. В одном из донесений в Петербург главный управляющий сообщил, что Иван Аргунов «с великою нуждою» даже подписывает бумаги.
Федор (около 1732 – около 1768) – архитектор. Жил в Петербурге. Автор проекта кухонного флигеля (1755), «Грота» (1755 – 1775), «Оранжереи» (предположительно, 1761–62) и других построек в стиле барокко в усадьбе Кусково. Павел (около 1768–1806), архитектор. Сын И. Аргунова. С 1793 г. возглавлял строительство дворца в усадьбе Останкино, автор ряда его интерьеров.
Николай (1771 – после 1829) – портретист. Сын И. Аргунова. Произведения: классицистические портреты крепостных актрис Т. Гранатовой, П. Жемчуговой в красной шали. В своем творчестве художник преодолевал традиции 18 века, предписывавшие «исправлять», идеализировать натуру. С большим мастерством он выписывал в портретах антураж (одежда, ткани, кружево, украшения), стремился дать правдивую психологическую характеристику изображаемого лица.
Яков (1784 – после 1835) – рисовальщик и живописец. Брат Н. И. Аргунова. Отпущенные в 1815 г. на волю, они некоторое время продолжали жить в шереметевском доме на Никольской. В 1820-х годах Я. Аргунов преподавал рисование в единственной тогда Московской классической гимназии, в жилом доме которой ему была предоставлена квартира (Волхонка, 18). Яков был последним представителем этой одаренной семьи крепостных художников.
Родоначальником этой даровитой семьи был Иван Аргунов (1727 или 1729 – 1802). Его творчество достигает расцвета в 1750-е годы. Он пишет многочисленные портреты придворной знати, выполняет заказы двора. Художник прекрасно владел композицией и цветом и достигал большой выразительности в работах. У Аргунова было много учеников; в их числе, первые русские академики К. Головачевский, А. Лосенко и И. Саблуков. Несмотря на широкую известность, художник остался крепостным, не имел права самостоятельно брать работу и в каждом случае был вынужден «всенижайше» обращаться к П. Шереметеву. В 1784 г. И. Аргунов написал одно из замечательных произведений живописи 18 века – «Девушка в кокошнике». С большим теплом запечатлел он облик молодой крестьянки, полный внутренней красоты и человеческого достоинства. Возможно, что этот портрет писался в Москве или в Кускове, куда Аргунов нередко выезжал по указанию П. Шереметева для выполнения разных художествен¬ных работ. Один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К. и Х. Хрипуновых; «Неизвестная в русском костюме»). В 1788 г. П. Шереметев перевел И. Аргунова в Москву, назначив одним из управителей. Жил художник в шереметевском доме на Никольской, 10 (не сохранился). Входя в крепостную коллегию, ведавшую имуществом графа, он наблюдал за его московскими домами, следил за подготовкой празднеств, отвечал за хранение фамильных драгоценностей. Эти обязанности не оставляли ему времени для занятий искусством. Приближающаяся старость и труд истощили силы художника. В одном из донесений в Петербург главный управляющий сообщил, что Иван Аргунов «с великою нуждою» даже подписывает бумаги.
Федор (около 1732 – около 1768) – архитектор. Жил в Петербурге. Автор проекта кухонного флигеля (1755), «Грота» (1755 – 1775), «Оранжереи» (предположительно, 1761–62) и других построек в стиле барокко в усадьбе Кусково. Павел (около 1768–1806), архитектор. Сын И. Аргунова. С 1793 г. возглавлял строительство дворца в усадьбе Останкино, автор ряда его интерьеров.
Николай (1771 – после 1829) – портретист. Сын И. Аргунова. Произведения: классицистические портреты крепостных актрис Т. Гранатовой, П. Жемчуговой в красной шали. В своем творчестве художник преодолевал традиции 18 века, предписывавшие «исправлять», идеализировать натуру. С большим мастерством он выписывал в портретах антураж (одежда, ткани, кружево, украшения), стремился дать правдивую психологическую характеристику изображаемого лица.
Яков (1784 – после 1835) – рисовальщик и живописец. Брат Н. И. Аргунова. Отпущенные в 1815 г. на волю, они некоторое время продолжали жить в шереметевском доме на Никольской. В 1820-х годах Я. Аргунов преподавал рисование в единственной тогда Московской классической гимназии, в жилом доме которой ему была предоставлена квартира (Волхонка, 18). Яков был последним представителем этой одаренной семьи крепостных художников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий