воскресенье, 23 октября 2016 г.

Нововладыкинский проезд

Расположение:

Проезд проходит по району Отрадное (СВАО). 

Тупиковый — от Алтуфьевского шоссе до территории бывшего завода автомобильно-технических изделий, рядом с железной дорогой Савеловского направления, недалеко от пассажирской платформы Окружная и бывшей грузовой станции Владыкино.

Зона:

Промзона «Алтуфьевское шоссе».

Описание:

Проезд с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с одной или с 2-х сторон; на некоторых участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Проезд назван в 1986 году по бывшему подмосковному селу Новое Владыкино.

Название перенесено с одного из четырех упраздненных Нововладыкинских проездов (до 1961 года – 1–4-й Церковные проезды), находившихся вблизи железнодорожной станции «Владыкино» Малого кольца Окружной железной дороги.

В окружении лесов, на обеих сторонах реки Лихоборки исстари лежало село Владыкино. Оно утопало в зелени садов, в цветах и в чистейшем воздухе. Село обладало огромными размерами, богатой историей и невероятной красотой, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Сейчас мы можем любоваться только великолепным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (Алтуфьевское шоссе, д.4, стр.1), который хранит воспоминания об этом когда-то прекрасном месте. 

Древнее название села Владыкино - Вельяминово (Вельяминовское). В 1276 году князь Даниил Александрович (младший сын Александра Невского) приступил к заселению своего удела и освоению московских земель. Это ответственное дело князь поручил последнему Московскому тысяцкому князю Василю Васильевичу Вельяминову и в этом же году Вельяминов основал Вельяминовскую слободу, в которую вошли новообразованные село Вельяминово, современные деревни Немцово, Поздново и Привалово. История рода Вельяминовых необычна. Они - представители древнего боярского рода, который происходил от боярина Протасия, современника Ивана Даниловича Калиты. Если князь Иван Калита в Москве отсутствовал, то его замещал именно Протасий. Он же являлся его душеприказчиком - исполнителем завещания. Внук Протасия - московский тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов, умер в 1374 году. Именно ему и было поручено благоустройство села. Его сын Иван Васильевич в 1375 году бежал в Орду, а в 1379 году, вернувшись в Серпуховской уезд, был схвачен и казнён за измену. Второй сын, Николай (Микула) Васильевич Вельяминов героически пал в бою на Куликовом поле в 1380 году. Следует отметить, что жители села также принимали участие в Куликовской битве, наиболее вероятно, что в одном из пеших полков. В год своей смерти великий князь Даниил Александрович заложил в монастыре каменную церковь и поручил Василию Вельяминову завершить её строительство. В 1374 Вельяминов становиться монахом Богоявленского монастыря. Он жертвует монастырю большое количество земель и имущества, а в дальнейшем и само село Вельяминово становится владением монастыря Чудного Богоявления.

Документально Вельяминово впервые упоминается монахами в грамоте Великого князя Московского Василия Ивановича, данной 30 декабря 1551 года на имя игумена Геннадия. Там говорится, что в селе имелась деревянная церковь Николая Чудотворца, стоявшая на левом берегу реки Лихоборка, несколько дворов и полторы сотни гектаров пашни. Для старинного села это считалось немного. Церковь была разобрана и на её месте была построена деревянная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 

Возможно, существовали и более ранние упоминания о селе Вельяминово, но до нас они не дошли, скорее всего, из-за регулярных пожаров, опустошающих города и села. В 1586 году, как рассказывает Тимофей Хлопов в Книге письма и меры Московского уезда, Богоявленский монастырь обменивает село Вельяминово на село Топорково на реке Лихоборка (местонахождение села Топорково сегодня не известно). В результате этого обмена новым владельцем села Вельяминово становится князь Дмитрий Иванович Шуйский. Монастырь получил за сделку от князя Дмитрия по тем временам целое богатство - 100.000 рублей денег. Вскоре по неизвестной причине Дмитрий возвращает Вельяминово монастырю. За время существования монастыря в селе произошло множество пожаров. Оно сгорело и в 1547 году во время пожара в Китай-городе, и в 1571 году во время крымского похода на Москву (нашествие Девлет - Гирея), и в 1612 году. 3 марта 1602 года Вельяминово утверждается царем деревнями за Богоявленским монастырем по просьбе его игумена Иова. В грамоте царя Бориса Годунова впервые указывается, что под селом находилась мельница и значит, уже к тому времени Лихоборка была запружена и начали появляться Богоявленские пруды.

В 1615 году село Вельяминово снова обретает нового владельца. Царь Михаил Федорович подписал грамоту игумену Илие, но уже в 1619 году жалует Вельяминово с Марфино и деревнями в «Вечное потомственное владение» Дмитрию Михайловичу Пожарскому за мужество и верность престолу во время нашествия поляков. И снова ровно через 4 года, в 1623, «Вечное потомственное владение» закончилось, и по просьбе игумена Илии было возвращено во владения монастыря. В эти времена село переживало совсем не лучшие времена. В книге письма и меры Дружины Скирина (1624 г.) читаем: «Храм Николая Чудотворца стоит без пения, а кроме храма в селе двор монастырский, 3 двора крестьянских, 1 двор бобылей, а всего в тех дворах живет 7 человек». Таким образом, в селе стояло 5 дворов, заброшенная церковь, что ни удивительно при населении в 7 человек. 

Наверняка, многим интересно, почему же сейчас место, где столетия назад располагалось Вельяминово, называется Владыкино. С 1653 г. наступает особо благодатный период для села Вельяминово - оно приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде.

Здесь строится патриарший путевой дворец и еще один храм в честь Иверской иконы Божией Матери, который Патриарх в присутствии царя Алексея Михайловича освящает 9 апреля 1654 г. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие Патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1650-60-е годы вспыхнул конфликт между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, некогда бывшим его правой рукой. Никон заявил, что «священство выше царства» и в 1658 году он оставил патриаршество и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Именно в честь владыки Никона («владыко»- принятое в церкви обращение к митрополиту) Вельяминово переименовывается во Владыкино. Однако старое название сохранялось за селом до середины XIX века. Двойное название отражалось на картах: «Владыкино, Вельяминово тож».

19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с Патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Многие иконы, перед которыми благоговейно молились прихожане, цари и Патриархи Московские в XVII в., находятся в современном храме. Среди них образы святителя Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери. Перед ними молятся и благоговеют уже 400 лет. С упразднением патриаршества «село Владыкино по именному указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода 1722 г., августа в 22 день отдано во владение Преосвященному Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому», деятельному помощнику Петра и главе Синода. Он часто и подолгу бывал во Владыкино, его двор находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительно в это время деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы перенесли с левого берега реки на правый, а затем вновь на левый, на то место, где храм стоит и поныне. Владыкино обернулось для Феофана сплошными убытками: постоянный недород хлеба. В 1723 году Прокопович жалуется Петру, что и пиво, и дрова, и иногда даже сено - все приходится покупать. Но постепенно финансовое состояние выправляется. С 1728 года во Владыкине сажают малину и ежевику. При Феофане начала работать пивоварня, открылось предприятие по производству барометров. В 1736 году Феофан Прокопович умер, и вплоть до революции 1917 года Владыкино было собственностью государственной казны. 

Первый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино появился в 1770 году. Граф Разумовский, которому в то время принадлежало Владыкино и соседнее село Петровское, возводит колокольню. Иконы в храм были принесены из упраздненной церкви села Никольское. Храм стоял на холме, а невдалеке в овраге бил источник, издревле почитавшийся святым, с часовней над ним, уничтоженной в 20-е годы двадцатого столетия. Некоторое время спустя, за ветхостью, часовню разобрали, а из ее кирпича возвели церковную ограду. 

К середине XIX в. каменный храм сильно обветшал, и возникла необходимость капитальной реконструкции и возведения нового здания храма. Тогда, в 1854 г. Гавриил Матвеевич Толоконников, представитель семьи Толоконниковых, давшей Москве немало врачей, учителей и инженеров, не только пожертвовал большие средства на постройку нового здания, ныне существующего трехпрестольного храма, но и принял в строительстве самое деятельное участие. Проект нового здания был выполнен архитектором Ярошевским. В 1859 году новую постройку освятили. По проекту храм Рождества Богородицы во Владыкине должен был стать довольно внушительных размеров. Однако, настоятель сумел убедить всех в том, что надобности в этом нет, ведь приход храма был немногочисленным. Кроме того, были опасения относительно того, успеет ли Толоконников по преклонности своих лет завершить начатое дело. Опасения оказались не напрасны: вскоре после освящения церкви храмоздателя не стало. Храм выполнили в стиле эклектики. К двухсветному четверику с востока примыкает апсида, с запада - трапезная и колокольня. Углы здания выполнены в виде полуколонок. Над углами возвышаются тумбы с килевидными кокошниками. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Священником в то время во Владыкине был Василий Николаевич Нечаев. Протоиерей Василий принимал самое горячее участие в построении нового храма. Прихожане не раз говорили, что если бы не он, то и не видать бы владыкинцам каменного храма. Построенный храм был холодным, стены были окрашены клеевой краской, пол из лещадки, но в 1896 г. весь храм уже «отоплялся голландскими печами, пол в нем кроме алтарей - бетонный узорчатый, по стенам живопись масляными красками». 8 августа 1896 г. во Владыкино открылась одноклассная церковно-приходская школа, законоучителем которой был назначен священник Иоанн Протопопов. При нем же в 1897 г. храм был отремонтирован. Среди особо чтимых святынь храма особо следует отметить Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница), икона Божией Матери «Скоропослушница». На солее возле иконостаса стоит аналойный образ с изображением святителей Василия Великого и Николая Чудотворца, и великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. В центральной части храма - киот с образом преподобного Серафима Саровского, на котором закреплен крест-реликварий. Самой древней иконой храма (конец XVI - начало XVII в.) является образ святителя Николая с 16 клеймами жития. Любовью и почитанием прихожан пользуются также иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость», образы святителя Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.

В ризнице храма хранится Евангелие XVII в. - дар Святейшего Патриарха Адриана храму села Владыкино. Сохранилось также несколько старинных облачений с необыкновенно красивой вышивкой. К сожалению, многие реликвии, хранившиеся в ризнице храма, были разграблены и изъяты в XX в. 

Значительно изменилось Владыкино с 1908 года, когда открылась одноименная станция Окружной железной дороги. За один только 1912 год через станцию прошло 450 тысяч пассажиров (цифра по тем временам внушительная). Пассажирская платформа освещалась частыми керосиновыми фонарями. От платформы к зданию пассажирской станции - нарядному одноэтажному кирпичному дому с черепичной крышей - вела 15-метровая галерея со стеклянным покрытием. На станции висели уникальные часы, показывавшие сразу и петербургское время (синими стрелками), и московское (красными). Опять же редкость: станция была телефонизирована.

Владыкино приобрело популярность как дачное место. В книге "Дачи и окрестности Москвы" читаем: "Дачи Владыкина окружены садами. На высоком берегу Лихоборки - березовый лес. Здесь же недалеко, в овраге, бьет родник; водой из него пользуется население Владыкина... Проведено электричество. Около станции - продовольственная палатка. Спортивная площадка".

В 1928 году в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова. С Владыкино связаны многие страницы ее жизни. Здесь 3 июля 1853 г. в семье суфлера московского Малого театра, выходца из крепостных, она родилась. В 1920 г. Советское правительство, по инициативе В. И. Ленина, присвоило ей звание народной артистки республики. Она была первой артисткой, получившей эту высокую награду. Здесь М. Н. Ермолова, согласно завещанию, была похоронена рядом с родителями и сестрой на старинном кладбище. Позднее ее прах был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве (вся документация была уничтожена в 1941 году). В 1937 г. в Москве создан театр имени М. Н. Ермоловой. Получается, что у Марии Николаевны Ермоловой сразу две могилы. Одна - ухоженная на Новодевичьем, другая - на двух подпорках неприметная серая плита с полу стершимися буквами: «Здесь покоится великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, ее родители и сестры». И никаких дат.

В 1933 году, когда большинство культовых сооружений оказались закрытыми, в церкви во Владыкино реставрировали иконостас, восстановили некоторые иконы. Храм не закрывался никогда. В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария, день преставления 16/29 июля), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) 22 апреля 1999 г. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов Владыкинской церкви были арестованы. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских. Во время войны 1941-1945 годов не раз здание храма могло быть уничтожено, однако в него не попало ни единого снаряда. А в деревне вокруг церкви не пострадал ни один человек, ни один дом. Неспроста святыню называют благодатной. 

К середине ХХ века Владыкино было селом немаленьким: несколько сотен домов располагалось на четырех улицах - Ракчеевка, Разгуляй, Главная и шоссе Вогау (нынешнее Алтуфьевское шоссе). Увы, к тому времени у села появились не самые приятные соседи -Центральная база ГУЛАГа (в 50-х гг. переименованная в базу МВД) и завод УУ 163/3 - попросту, колония. С 1970-х годов, можно сказать, заканчивается история Владыкина и начинается история Отрадного - одного из самых урбанистических районов столицы. Отрадное начали активно застраивать, а здание храма очень мешало строительству эстакады и его планировали снести. Удивительно, но силами прихожан святыню отстояли. В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель Протоиерей Симеон Сиранчук. Он преставился ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма. 

Сейчас, даже зная точные координаты храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино, найти его непросто, поскольку храм от глаз людских закрыт мостом, и на фоне этого широкого и высокого моста здание храма кажется крошечным. А ведь полтора столетия назад церковь возвышалась на горке (тот небольшой проезд, который соединяет современное Алтуфьевское шоссе с Сигнальным проездом, так и назывался – Церковная горка). Очень давно при церкви существовало кладбище. Оно было полностью уничтожено при строительстве дороги. Часть захоронений перенесли на кладбище неподалеку, у южного выхода со станции метро «Владыкино», а остальные могилы были срыты с лица земли. 


Села Владыкино уже давно нет, но не только со всего микрорайона, а и из многих других мест Москвы, в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы стекаются прихожане за душевным утешением и помощью. В нынешнем году храм Рождества Богородицы во Владыкине отмечает ряд юбилейных дат: 155-летие со дня освящения храма и 150-летие со дня рождения блаженной Матроны Анемнясевской. К памятным датам приход организовал множество мероприятий, среди них особое место занимает отливка юбилейного колокола для главной звонницы. 20 ноября 2014 года, накануне малого престольного праздника храма - Собора Архистратига Михаила и всех Честных Небесных Сил Бесплотных, колокол был торжественно поднят и установлен на колокольне.

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 2, стр. 6). Четырёхэтажное (с мансардным этажом) кирпичное здание 2008 года постройки.

• Бывший завод автомобильно-резиновых изделий (МосАРЗ) № 10 (№ 6; помещения сдаются в аренду).

• Офисы (№ 8, стр. 1).

• Офисы (№ 8, стр. 3).

• Бизнес-центр «Красивый дом» (№ 8, стр. 4).

• Офисы (№ 8, стр. 5).

• Офисы (№ 8б).

• Офисы (№ 12а). 2000 год постройки.

• Буддистская ступа Просветления (№ 15). Временная Ступа (Субурган) была установлена в 2006 году для обозначения места будущего храма, который был заложен в июле 2000 года. 

В сентябре 2017 года состоялось открытие постоянно действующей Ступы, чья высота составила 13 метров.

Рядом идет стр-во строительство первого московского буддийского храма «Тупден Шедублинг» (центр изучения и практики учения Будды). Первый этаж здания включит в себя 2-светный молельный зал и помещения для служителей культа, а также благотворительную столовую. На втором этаже разместятся конференц-зал, зал медитации, а также комнаты для буддийских учителей. На третьем этаже планируются библиотека, кинозал и администрация. На крыше будет малый храм. В цокольном этаже здания разместится медицинский центр, гардероб и ряд технических помещений.

• Синагога еврейской религиозной общины «Даркей шалом» в Отрадном (№ 17).

Автосервисные организации (№№ 2, стр. 1, 2, 6, стр. 1 и др.).

Жилых домов нет.

Достопримечательность:

Буддистская ступа – субурган.

Зона отдыха:

Парк «Отрада» в долине реки Лихоборки (между Алтуфьевским шоссе, промзоной «Владыкино» и улицей Хачатуряна; с 2005 года; набережная; пешеходные дорожки; скамейки; газоны и клумбы; беседки).

Проезд:

От метро «Владыкино» пешком через Сигнальный проезд и Алтуфьевское шоссе. Общественный транспорт по проезду не проезжает.


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий