четверг, 29 сентября 2016 г.

Большая Семеновская улица

Расположение:

Улица проходит по району Соколиная Гора (ВАО) от Электрозаводского моста через реку Яуза и Электрозаводской улицы до улицы Измайловский Вал и Измайловского шоссе. 

Метро «Электрозаводская» (начало улицы).

Зоны:

жилищно-социальная, культурная; промзона «Семеновская»

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по двум полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около ? км.

История:

В 17 веке здесь возникла Семеновская солдатская слобода. 

Улица названа в 18 веке по бывшему подмосковному селу Семеновское, в котором Петр I создал Семеновский потешный полк, ставший позже, наряду с Преображенским, ядром русской регулярной армии.

Село Семеновское получило название по церкви Симеона Богоприимца (до 1657 года называлось Введенское – по церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Нежилые объекты:

М метро «Электрозаводская» (Арбатско-Покровская линия;  открыта 15 мая 1944 года ; названа по советскому Электрозаводу, который недалеко от нее находился; вход-выход в город осуществляется с одной стороны станции по эскалаторам в наземный вестибюль (в виде ротонды, перед ней в нише скульптурная группа «Метростроевцы в забое», а внутри — рельефные портреты ученых, сделавших открытия, связанные с электричеством с атрибутами своих открытий) на Большую Семеновскую улицу, а также через подземный переход к железнодорожной платформе Электрозаводская Казанского направления; глубокая (глубина — 32 метра); станция пилонная — пилоны облицованы светлым мрамором, а путевые стены — красным узорчатым мрамором; пол выложен серым мрамором, черным габбро, а по краям окаймлен розово-желтым мрамором; скамеек для отдыха много и находятся они внутри платформы; на своде в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников; тема станции — труд наших граждан: на пилонах — горельефы литейный цех, кузнечный цех, жатва, сборка автомобиля, сборка танка, изготовление лампочки, монтаж изоляторов для ЛЭП, установка пропеллера на самолет, укладка асфальта и др.).

Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем перегоне «Бауманская» - «Семёновская».
Проектное название: Электрозавод (1937).
Работа над станцией московского метро "Электрозаводская" началась в 1939 году. Тогда опытные зодчие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, которые часто работали вместе, пригласили к участию своего ученика И. Е. Рожина. Щуко, к сожалению, вскоре умер, а строительство было заморожено с началом Великой Отечественной войны. К 1941 году строящийся тоннель метро был почти готов, и его использовали как бомбоубежище.
Работа над станцией возобновилась в 1943 году, а 15 мая следующего года её открыли. «Электрозаводская» — это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Здесь за основу оформления тяжелых кубистических пилонов взят антаблемент дорического ордера. Между рифлеными триглифами, на метопах, располагаются горельефы работы скульптора Г. И. Мотивилова. Скульптурные композиции созданы на темы «Труд во время войны» и «Московский Электроламповый завод». Архитекторы высоко оценили работу мастера, говоря, что ему удалось не только подчеркнуть эмоциональный фон станции, но и утвердить её пластическое решение.
Но самое интересное в проекте этой станции — её потолок и способ освещения. В своде центрального зала находятся 318 полусферических кессонов с лампами внутри. Они располагаются в шесть рядов и занимают весь свод станции. Интересно, что ниши, в которых находятся лампы, сделаны из алюминия. После того, как их сделали матовыми и покрасили, никто не замечает, что это отдельные элементы. При строительстве станции даже случился такой казус: станцию решил посмотреть председатель горисполкома А. С. Щербаков и увидел её в тот момент, когда уже установили полусферические алюминиевые «колпаки», но еще должным образом не обработали. Посмотрев на свод, председатель возмутился: «Что за посудная лавка?!». К счастью, ему удалось объяснить, что конечный результат будет иным.
Станция эта в результате стала одной из лучших в Московском метро и в 1946 году была удостоена Сталинской премии 1-й степени.
У «Электрозаводской» только один наземный вестибюль. Это шестиугольное в плане здание с массивным куполом. В торце вестибюля устроена ниша, в которой установили скульптурную композицию «Метростроевцы в забое» работы скульптора М. Г. Манизера. К работе над наземным павильоном был привлечен еще один архитектор — А. Е. Аркин. Внутренние стены вестибюля решено было облицевать красным мрамором и украсить медальонами с изображениями ученых, внесших значительный вклад в развитие электротехники: М. В. Ломоносова, А. С. Попова, П. Н. Яблочкова, М. Фарадея, У. Гильберта и Б. Франклина.

• ж/д платформа Электрозаводская.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477498714/

• Книжный магазин «Сейлс» (№ 10, стр. 1).

• Магазин «Фейерверки» (№ 10, стр. 2).

• Торгово-офисный центр (№ 10, стр. 10).

• Кафе «Пегас» (№ 10, стр. 12).

• Торгово-выставочный центр «Мебель России» (№ 10, стр. 13).

• МФЦ (№ 11, стр. 1).

• МФЦ (№ 11, стр. 2).

• МФЦ (№ 11, стр. 3).

• Офисное здание (№ 11, стр. 5).

• Офисное здание (№ 11, стр. 11).

• Офисно-сервисный центр (№ 11, стр. 12).

• Кафе «Шеф повар» (№ 15).

• Торгово-развлекательный центр «Серебряный дом» (№ 16).

• Торгово-досуговый центр (№ 20).

• МФЦ района Соколиная гора (№ 23а).

• Тяговая подстанция метрополитена «Электрозаводская» (№ 24).

• Кафе «Макдональдс» (№ 26). Построен в 1997 году.

• Торговый центр «Покров мост» с универсамом «Дикси» (№ 28).

• Театральная школа «Образ» (№ 32). Трёхэтажное кирпичное здание 1964 года постройки.

• Бизнес-центр «Семеновский» (№ 32 с несколькими строениями). 

Территория бывшей ткацкой фабрики.

До революции – ленточно-ткацкая фабрика Торгового дома "Зелиг и Мейер". Выпускала ленты, кружева, тесьму, шнурки, пряжу и гардины. В 1914 году рабочих было 500 человек.

В 1920 годах – фабрика лент и кружев треста Мострикотаж. В разные годы числилась по разным номерам домов – № 32-36.

В 1930-х годах – фабрика №1 текстильно-галантерейного треста.

В 90-е годы – ЗАО "Вариант". 

Территория с 2004 года превращена в бизнес-центр. 

Сохранились дореволюционные корпуса.

• Бизнес-центр «На Большой Семеновской» (№ 32, стр. 7). Четырехэтажное кирпичное здание.

• Универсам «Пятёрочка» (№ 32, стр. 10м).

• Московский политехнический университет – машиностроительный университет «МАМИ» (№ 38 с несколькими корпусами; с 1865 года; бывшее технической училище, в советское время — Московский автомеханический институт). «1890-1953. Здесь работал академик Евгений Алексеевич Чудаков, выдающийся ученый в области машиностроения и автомобилестроения». «1938 - 2008. Здесь работал Заслуженный деятель науки России, профессор, доктор технических наук ректор университета с 1988 по 2008 годы Анатолий Леонидович Карунин».

Основана в 1922 г. как Московский механический институт имени М. Ломоносова. 

Специальности подготовки студентов и официальные названия вуза неоднократно менялись; в 1939 г. реорганизован в Московский автомеханический институт (МАМИ). 

Развитие вуза тесно связано с научными школами в областях машиноведения и двигателестроения, созданными академиками Академии наук СССР Е. Чудаковым, Б. Стечкиным и др. 

Современный статус и название с 1993 г. 

В составе академии: 4 факультета по группам специальностей технологии дорожно-строительного и автомобильного машиностроения. Применяется многоуровневая система подготовки инженеров и исследователей. В едином учебном комплексе с академией работают профессиональные учебные заведения — лицей и колледж. Имеются научно-исследовательский сектор и испытательные лаборатории, вычислительный центр, научная библиотека. Действует студенческое конструкторское бюро. Академия имеет филиалы в Дмитрове и Ликине-Дулёве (Московская область). В 1995 свыше 6 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели свыше 580 профессоров и преподавателей, в том числе свыше 70 докторов наук.

Основан в 1865 году как техническое училище.

С 1919 г. – 1-й Московский механико-электротехнический техникум им. М. Ломоносова. Имя Ломоносова носил до 1932 г.

С 1920 г. – Московский механико-электротехнический институт.

С 1930 г. – Московский автотракторный институт.

С 1932 г. – Автотракторный факультет Московского механико-машиностроительного института.

С 1939 г. – Московский автомеханический институт.

С 1992 г. – Московская государственная академия автомобильного и тракторного машиностроения.

С 1997 г. – Московский государственный технический университет МАМИ.

С 2011 г. – Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ).

10 января 2012 года в соответствии с приказом Министерства образования МГУИЭ и МАМИ объединены в Московский государственный машиностроительный университет.

С 1 сентября 2016 года – Московский политех.

• Бизнес-центр «Агат» (№ 40).

• Компания «Промконтроллер» (№ 40, стр. 18).

• Лаборатория спортивных автомобилей «МАМИ» (№ 40, стр. 30).

• Московский инструментальный завод (№ 42 с многочисленными строениями). «1941-1945 г.г. В годы Великой Отечественной войны коллективом завода «МИЗ» было изготовлено для фронта более 3-х млн. стволов к пистолетам-пулемётам Шпагина (ППШ)».

Ведущее предприятие в области производства высокоточного металлообрабатывающего инструмента.

Московский инструментальный завод (ОАО «МИЗ») делает металлообрабатывающий инструмент высокой точности (зуборезный, резьбообразующий, твердосплавный, протяжной), применяющийся в металлообрабатывающем оборудовании. Также завод оказывает услуги индивидуальным заказчикам по металлообработке. 

Завод начал работу в 1919 году и сначала выпускал простейший режущий и зажимной инструменты: метчики, плашки, сверла, развертки, токарные и сверлильные патроны, ручные дрели, а также измерительные инструменты: калибры, шаблоны, измерительные скобы. 

В 1934 году завод был полностью реконструирован, был возведен главный заводской корпус, а также заводоуправление, завод освоил производство широкой гаммы режущего инструмента.

С началом Великой Отечественной войны часть завода была эвакуирована в город Свердловск, там продолжили производство инструментальной продукции для оборонной промышленности, а на оставшемся оборудовании в Москве тоже развернули производство для фронта. Примерно каждый второй ствол для знаменитого пистолета-пулемета системы Шпагина был выпущен на этом заводе. 

В 1960-е годы осваивается серийное производство зуборезного инструмента, фрез червячных для нарезания колес турбинных редукторов, червячных колес, шеверов. 

В 1971 году завод выпустил первые образцы прецизионного зуборезного инструмента со сверхвысокой точностью обработки.

В 1985 году состоялся запуск в эксплуатацию нового корпуса для производства резьбонарезного инструмента высокой прочности на основе твердых сплавов для нарезания резьбы на трубах нефтяного и газового сортамента.

После 2008 года производство стало убыточным из-за сильного снижения заказов, роста неплатежей и пр.  

В 2009 году завод перешел на 4-дневную рабочую неделю, а вскоре работали только дежурные подразделения. Усилилась маркетинговая работа с платежеспособными заказчиками. Часть пунктов коллективного договора были заморожены. Пришлось существенно уменьшить план капитальных вложений. В результате удалось сгладить влияние кризиса. Значительную часть дохода приносила и приносит сдача многих помещений в аренду, хотя в 2008–2009 году некоторые арендаторы обанкротились, так что трудности у завода были еще и поэтому. Хотя инструментальное производство по-прежнему оставалось убыточным. Было закрыто производство кузнечных заготовок, демонтировано кузнечное оборудование.

По итогам 2009 года более половины от общей выручки завода составили поступления от арендной платы. В 2009 году был приобретен электроэрозионный проволочный станок модели ВЭСТ 240-3 для изготовления мастер резцов резьбовых пластин и калибров высокой точности для сложнорежущего инструмента, отремонтированы и модернизированы десятки единиц существующего оборудования; приобретены 2 станка фирм EWAG и Wasino для обработки с высокой точностью твердосплавного инструмента по новой технологии. Однако износ оборудования по заводу все равно оставался высоким (75% оборудования имеют срок эксплуатации более 20 лет).

Продолжилась работа по оптимизации марок твердого сплава для работы резьбонарезного инструмента при высоких скоростях резанья. Совершенствовалась технология нанесения износостойкого покрытия, разработана новая конструкция 5-зубой пластины, была разработана конструкция и освоено производство резьбофрез для нарезания дюймовой резьбы в биметалических радиаторах отопления. Спроектирована новая конструкция сборного токарного инструмента с L – образным креплением для предприятий общего машиностроения. Проведены опытные работы по технологии изготовления резьбонакатных роликов свыше 200 мм из стали К110 фирмы «BÖHLER».

С 2010 года ситуация на заводе существенно улучшилась. Средний возраст работающих на заводе составил 49 лет, специалистов и рабочих до 35 лет – 20 человек. В 2010 году завод выпустил 39490 единиц продукции, а в 2011 году – 46888 единиц, приобретено и запущено в работу оборудование для термического цеха и ЦЗЛ. Проводились работы по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования участка износостойких покрытий, однако качество наносимых покрытий не соответствует современным требованиям. Требуется значительное обновление имеющегося оборудования УИП. 

Завод пытается обновлять и расширять номенклатуру продукции, активно обновлять производственные фонды. В 2010 году парк металлорежущего оборудования завода составил 141 станок, 29 из них – это станки с числовым программным управлением (ЧПУ), включая дорогостоящие обрабатывающие центры повышенной производительности. Также ведется переоснащение новым оборудованием термического цеха, центральной заводской лаборатории и других подразделений, хотя участок износостойких покрытий продолжает работать на устаревшем оборудовании.

Но все равно заказов не хватает, производительность невысокая (20% от объема, который был в 1970-е – 1980-е годы) и значительную долю доходов завода составляют доходы от сдачи площадей в аренду. Тут работает всего около 200 человек (в советское время доходило до 2000 человек). Но Китай всё заполонил дешевым инструментом и материалами.

Однако завод пока живет, даже выставки проводит – в мае 2016 года была выставка на 17-й международной специализированной выставке «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности» – «Металлообработка-2016» в ЦВК «Экспоцентр», на Краснопресненской набережной.

• Ресторан «Алазанская долина» (№ 43).

• Офисы (№ 45).

• Всероссийский научно-исследовательский инструментальный институт (№ 49; с 1943 года).

Основан в 1943 году. Является головной организацией инструментальной промышленности России, разрабатывает и производит комплексные поставки "под ключ" технологий металло и деревообработки, инструментов всех типов, универсальных станков и оснастки, обеспечивает их оптимальную эксплуатацию и мониторинг.

Всероссийский научно-исследовательский инструментальный институт «ВНИИИНСТРУМЕНТ» выполняет научно-исследовательские и опытные работы по созданию и внедрению новых технологий металло- и деревообработки, созданию новых режущих, измерительных, слесарно-монтажных, абразивных, алмазных и других инструментов и оснастки, обеспечивающее их оптимальную эксплуатацию. 

ВНИИИНСТРУМЕНТ разработал более 1000 типов разных инструментов, свыше 400 стандартов на инструменты. 

«ВНИИИНСТРУМЕНТ» был основан 16 октября 1943 года с целью разработки, внедрения и конструкторского сопровождения на производстве на заводах СССР режущих инструментов нового поколения с применением быстрорежущих сплавов.

В 1948 году была разработана широкая номенклатура резцов, фрез, расточного инструмента, разверток и зенкеров, оснащенных напайными пластинами из твердого сплава, для промышленности. К 1950 году выпуск твердосплавных инструментов резко вырос.

Была разработана гамма полуавтоматов для закалки напильников всех основных типоразмеров, а также способ изготовления напильников с нарезаемыми зубьями.

В 1960-х годах институтом разрабатывались и вводились в серийное производство разные типы инструментов с механизированным креплением неперетачивающихся режущих пластин из сверхтвердых сплавов, керамики, безвольфрамовых твердых сплавов, сверхтвердых материалов на основе кубического нитрида бора, алмаза и др. Также в эти годы в институте было открыто новое направление – разработка и внедрение в производство высокопроизводительного деревообрабатывающего инструмента. ВНИИИНСТРУМЕНТ участвовал в автоматизации производств подшипниковых заводов, разработал технологическую оснастку для механообрабатывающих производств строящихся в то время Волжского и Камского автомобильных заводов.

В период 1970-1980-х годов в институте велись разработки, направленные на создание высокопроизводительного режущего инструмента из материалов, созданных с помощью методов порошковой металлургии, решена задача повышения эксплуатационных свойств режущего инструмента на основе вакуумно-плазменных методов нанесения износостойких покрытий на режущую часть инструмента. Были созданы технологии подготовки инструмента под нанесение покрытий, определены эффективные составы покрытий и области их применения.

В 1988 году построили измерительно-лабораторный корпус института с опытным инструментальным заводом, научно-технической библиотекой, конференц-залом. К концу 1980-х годов в области разработок износостойких покрытий институт был в числе мировых лидеров.  

В 1994 году «ВНИИИНСТРУМЕНТ» был акционирован. 

С конца 1990-х и начала 2000-х годов институтом проводятся работы по разработке новых технологий обработки сложных изделий, таких как лопатки турбин, гребных винтов. Разработан ряд инструментов, оснащенных сменными пластинами из особо прочных сплавов для обработки крупных зубчатых деталей и др.

В 2008-2010 годах институт совместно со швейцарской фирмой «Willemin Macodel» разработал и изготовил многофункциональный автоматизированный исследовательский комплекс, работающий с наноразмерной точностью.

Результатом плодотворного сотрудничества института с Владимирским  НИПТИ «Микрон» и МГТУ «Станкин» стало создание шестикоординатного шлифовально-заточного станка с числовым программным управлением для изготовления металлорежущего инструмента из наноструктурных (с величиной зерна до 200 нм), ультрадисперсных (с величиной зерна 200-500 нм) и субмикронных (с величиной зерна 500-1000 нм) твердых сплавов, требующих особо высокой точности размеров, а также для восстановления режущих свойств (переточки) твердосплавных спиральных сверл, твердосплавных фрез и фасонного насадного дискового твердосплавного режущего инструмента. На станке также можно производить прецизионную обработку многогранных поверхностей и поверхностей кулачков, описываемых различными математическими законами. Станок позволяет производить глубинное шлифование.

Институт вошел в состав холдинга «Станкопром» государственной корпорации «Ростех». Холдинг получил право единственного поставщика технологического оборудования для оборонных заводов.

• Ресторан «Денисъ Давыдовъ» (№ 50). 

В советское время тут был дом быта.

• Электротяговая подстанция «Мосгортранса» (№ 52, стр. 1). Построена в 1974 году. Питает окрестные трамвайные и троллейбусные линии.

• Бывший бараночный завод № 1 (№ 55). 

Бывший бараночный завод № 1 (филиал). Выпускал бараночные изделия, печенье, пряники. Здание построено в 1880 году.

Много магазинов; офисных, социальных и небольших производственных организаций.

Автотехцентр и автосервис.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 5-6 этажей (1930-е годы постройки); 8 этажей (1960-е годы постройки).

8 этажей (№ 21). 1963 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – книги.

12 этажей (№ 27, к. 1). 1971 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – кофейня «Шоколадница», обувной м-н.

12 этажей (№ 27, к. 2). 1971 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – хозмаг, аптека и пр.

8 этажей (№ 29/2). 1963 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнолия».


5 этажей (№ 31, кк. 1 и 2). 1931 год постройки. Кирпичные. Конструктивизм.

Нумерация домов не всегда строгая и упорядоченная.

Достопримечательностей нет.

Зона отдыха:

Семеновский парк (в конце улицы; на месте бывшего Семеновского кладбища, закрытого в 1920-е годы; пешеходные дорожки; скамейки; детские площадки; деревья и кусты; газоны и цветники; ресторан «Денис Давыдов»; искусственное освещение; православный храм Воскресения Христова – относится к Измайловскому шоссе).

Проезд:

Метро «Электрозаводская».


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий