четверг, 27 октября 2016 г.

Хлебный переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Арбат и Пресненский (ЦАО) от Мерзляковского переулка до Скатертного переулка. 

Рядом – Бульварное кольцо. 

Недалеко – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Мерзляковского переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 650 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по расположению на месте существовавшей в 16-17 веках Поварской (Кормовой) слободы царского двора.

Нежилые объекты:

• Институт США и Канады РАН (№ 2/3, стр. 1, 3 и 4; с 1967 года, бывшая усадьба князя М. Забелина и его наследников с флигелями, 18-19 века; в 1865 году – редакция «Московской газеты», в конце 19 — начале 20 веков – частная гимназия, в 1920-х годах — школа-семилетка и аудитории факультета общественных наук МГУ).
Самый старый дом переулка. Памятник классицизма.
В 1758 г. обер-прокурор и устроитель московского архива Министерства юстиции Лукьян Камынин (1720–1788) за 150 рублей приобрел у своего шурина, князя Г. Щербатова, земельный участок и начал постройку каменного здания. Около 1770 г. был построен двухэтажный главный дом и правый флигель с закругленным углом, в 1778 г. — левый флигель. Флигели — также двухэтажные, но значительно меньшей высоты. Фасады главного дома выполнены в строгом стиле раннего классицизма, с прямоугольными обрамлениями вокруг окон и одиночным бриллиантовым замковым камнем над окнами второго этажа. При пожаре 1812 г. от здания остается кирпичный остов.
В 1815 г. участок купил купец М. Забелин. Он восстановил усадьбу в 1821–1823 гг. На фасаде главного здания появляется довольно скромный портик с 4 коринфскими полуколоннами. Дочь купца Забелина Ольга (1801–1874) в 1816 г. вышла замуж за тверского дворянина, коллежского советника Евграфа Салтыкова (1776–1851), ее сын М. Салтыков-Щедрин стал писателем. Он не раз бывал здесь, в усадьбе деда. 
Потомки Забелиных владели усадьбой до конца 19 в. Часть построек сдавали внаем. Тут квартировали: танцор Адам Глушковский, оставивший любопытные воспоминания, филолог И. Калайдович, художники И. Вивьен и А. Ястребилов.
В 1865 г. здесь находилась редакция «Московской газеты», издаваемой московским краеведом Н. Бочаровым. В конце XIX – начале XX в. в здании располагалась частная гимназия, в 1920-х гг. — школа-семилетка и аудитории факультета общественных наук Московского университета. 
Теперь здесь — институт США и Канады Российской академии наук. Сохранились раннеклассический фасад здания и лепнина в помещениях.
• Резиденция посла Бельгии (№ 15; начало 20 века, бывшая городская усадьба купца Владимира Грибова).
Элегантный особняк № 15, вход в который охраняют два добрых льва, уютно расположился в Хлебном переулке. Спроектирован для молодого купца Владимира Грибова в 1909 году Борисом Великовским. Он был последовательным приверженцем классики. Вдохновлял архитектора, очевидно, самый красивый московский ампирный особняк – князя Гагарина на Новинском бульваре, который построил архитектор Осип Бове после пожара Москвы 1812 года.
Композиция особняка Грибова ассиметрична, как в модерне. С правой стороны торжественный главный вход, ампирный портик, составленный из восьми парных ионических колонн. Над карнизом – полукруглое окно в широкой раме, покрытой классическим орнаментом, а еще выше – легкий треугольник фронтона. В левой части полукруглый объем, оформленный пилястрами, как в особняке Гедеонова на Манежной улице, еще одном ампирном московском шедевре. Великолепен и разнообразен лепной декор сооружения: барельефы на античные сюжеты на фасаде, орнаменты карнизов и сандриков окон. Строительство особняка осуществил в 1911 году гражданский инженер Алексей Милюков. По отзывам искусствоведов, особняк получился необычайно изящным и привлекательным.
Владимир Грибов вместе с братьями был владельцем фабрики бумажных, шелковых и суконных товаров и торгового дома "Н.Ф. Грибов с сыновьями".  Владели они также несколькими доходными домами в Огородной слободе у Чистых прудов. После революции 1917 года семья Грибовых покинула Россию.
После 1917 г. в особняке в Хлебном переулке находилось военно-топографическое управление, потом обычная школа, а за ней "совпартшкола". С послевоенного времени в доме располагается резиденция посла и бюро военного атташе королевства Бельгии. Сохранилось и было реставрировано великолепное внутреннее убранство особняка, выполненное в стиле классицизма второй половины 18 века. Роспись потолка изображает античных граций в овальных гипсовых медальонах. Стены декорированы лепными гирляндами. Практически в первоначальном виде сохранилась металлическая ограда с воротами.
• Представительство Международного фонда защиты животных, институт энергетической политики, разные офисы (№ 19). В этом доме с 1919 по 1933 год жил ученый-психиатр Петр Ганнушкин (мемориальная доска).

Бывший доходный дом.

• Резиденция посла Чили в России (№ 20/3, стр. 1; начало 20 века, бывший дом с флигелем и оградой сибирского золотопромышленника И. Некрасова).
На углу Хлебного и Малого Ржевского переулка арх. Роман Клейн построил в 1906 году особняк для сибирского золотопромышленника Ивана Некрасова. Небольшой особняк, удачно оформляющий этот угол, построен в традициях английской неоготики. Дом напоминает небольшой замок, хорошо укрепленный. Два больших плоских фасада сходятся на углу к полукруглому многогранному эркеру, состоящему из окон выходящих сюда малых гостиных. Этот «эркер-стакан» - предтеча конструктивистских угловых балконов. Верхний карниз эркера оформлен орнаментом в готическом стиле. Стремление его ввысь подчеркивают узкие перевитые колонки между окнами.
Два боковых фасада оформлены вынесенными высокими острыми фронтонами, в которых устроены мансарды. Окна мансард – узкие, сдвоенные, как древние бойницы. Парадная дверь со стороны переулка своего рода вход в старинный замок. Парадная лестница сохранила готические своды.
Компактно решил зодчий и дворовую территорию, куда выходит второй вход в дом, через внутреннюю лестницу, ведущую от полуподвального этажа, где были кухня и хозяйственные помещения, до самых верхних личных комнат в разноуровневой мансарде. На дворовом фасаде сохранился кованый балкончик.
До сих пор в доме сохранился лифт, подающий кушанья из кухни в полуподвале в парадную столовую на первом этаже.
Иван Некрасов был сыном сибирского купца, владевшего богатыми золотыми приисками в Канске и винокуренным заводом. Иван Игнатьевич расширил дело отца и владел уже 15 приисками в Томском, Южно-Енисейском, Ачинско-Минусинском округах. Был среди первых, кто начал разрабатывать рудное золото на Андреевском прииске на реке Сарала Юс.
В начале XX века открыл представительство своих заводов в Москве. Для наездов в столицу он и построил этот особняк. Еще в конце 19 века им была куплена усадьба Райки в Щелковском районе. Там архитектором Кекушевым построены несколько деревянных дач в стиле модерн. Три года подряд, с 1907-го по 1909-й, на даче жило семейство Пастернаков. Художник Василий Суриков, знакомый хозяина по Красноярску тоже снимал дачу в Райках.
Сын Ивана Николай женился в 1915 году на внучке Викулы Морозова Ольге.
Своих хозяев дом потерял во время революции. Многие годы здесь находилась резиденция посла Испании. 
• Офисы (№ 21, стр. 1 и 2). Дом № 21/4 имеет несколько строений: 1, 2 и 3. 

Строение 1 на углу Малого Ржевского переулка — двухэтажный особняк М. Тарасова (1909—1910), М. Гейслер совместно с К. Грейнертом.  
Этот дом построил в 1909 году для купца Михаила Тарасова питерский архитектор Михаил Гейслер. Он был гражданским инженером и владельцем солидной строительной конторы. Многие историки считают, что компания Гейслера выступала тут как подрядчик, а автор на самом деле - Карл Грейнерт, другой питерский архитектор. Михаил Тарасов происходил из семьи известных армянских купцов из Армавира. Их предок начал с того, что открыл в 1839 году в Армавире торговлю ватой, и к концу 19 столетия семья уже занимала лидирующее положение на юге России в торговле текстилем, ватой, овчиной и лошадьми. В столицу три брата Тарасовы приехали в вагоне третьего класса, а через пару лет уже были купцами первой гильдии. Тарасовы владели фирмой «Товарищество «Мануфактура братьев Тарасовых» — она занималась оптовой торговлей и располагалась на Старой площади в здании «Боярского двора». Они создали Северо-Кавказский банк и строили железную дорогу Армавир-Туапсе.

Особняк Михаила Тарасова выполнен в неоклассическом стиле. Фасады двухэтажного, частью трехэтажного, с подвалом и антресолями кирпичного главного дома городской усадьбы сохранили декоративную отделку с многочисленными стильными деталями - вазоны, размещенные в эдикулах, гирлянды, как будто перенесеннные сюда с рисунков художника Сомова, маскароны, лепные фризы ампирного стиля под карнизом.
Из модерна на стены особняка перешел животный символический мир. В частности, присутствуют грифоны, которые символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Головы баранов – символы процветания, неясыти – символы милосердия, лебеди, орлы... Главное окно фасада с Хлебного переулка фланкируют полуфигуры бородачей, сошедшие как будто с картин Билибина или Васнецова, их бороды превращаются в листья аканта.
В особняке было сделано два входа с двух фасадов, с двух переулков. С Малого Ржевского располагался вход в квартиру из 12 комнат, находившихся в первом и подвальном этажах, которую занимал сам домовладелец Михаил Тарасов – член совета Северо-Кавказского банка.
А с Хлебного - вход в квартиру на втором этаже, которая сдавалась в наем. Снимал ее почетный гражданин Александр Бер, член Московского Автомобильного Общества, сотрудник Голофтеевской школы Общества Поощрения Трудолюбия.
После революции 1917 года в усадьбе разместился «комиссариат по польским делам» в составе народного комиссариата по делам национальностей. Позже в нем был детский дом, а потом бельгийская миссия. Сейчас особняк отреставрирован. На первом и втором этажах сохранилась историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной.

Здесь жил архитектор А. Витберг. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_266.html.

• Офисы (№ 22, середина 19 века). 

Бывший дом вдовы титулярного советника Е. Фадеевой.

• Посольство Исландии (№ 28; 19 век, бывший дом театрального деятеля и композитора А. Верстовского). 
Построен в 1815 году, после пожара, когда Москва усиленно восстанавливалась после пожара 1812 года. Он имел ампирный декор и невысокий портик с колоннами. Прославился в московской истории тем, что в 1860 году его приобрел вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор Алексей Верстовский (1799 —1862). Автор "Аскольдовой могилы" был ярким композитором романтической оперы, музыкального театра. В 1823 году он приехал в Москву по приглашению московского генерал-губернатора князя Д. Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. И не случайно длительный период его служения театру современники называли "эпохой Верстовского". Занимаясь административной работой, он всегда творил. 
Алексей Верстовский – автор 6 опер и самых известных русских романсов, баллад и застольных песен. В 1828 году в Большом театре он познакомился с артисткой Надеждой Репиной. Она с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Была не только певицей с уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. И тем не менее, в 32 года она ушла со сцены, чтобы стать женой А. Верстовского. Большую часть своей совместной жизни они прожили в Большом Афанасьевском переулке, в доме № 16/24, а в 1860 г. купили этот дом по Хлебному переулку. В нем после недолгой болезни Алексей Верстовский и скончался 5 ноября 1862 г. Его жена Н. Репина скончалась в этом же доме 5 лет спустя.
В 1887 году следующими хозяевами дом был существенно перестроен. Арх. И. Елагин снес антресоли, с правой стороны сделал каменную пристройку со световым фонарем над коридором. Возвел слева небольшую каменную пристройку, со входом в дом со стороны Хлебного переулка. В начале XX века архитекторы А. Зелигсон и В. Мазырин сделали вместо ампирного портика посередине особняка эркер с большими окнами, увенчанный полукруглым фронтоном с картушем, на котором был изображен герб нового владельца. Внизу эркера - большая львиная маска. Тогда же появилась новая чугунная решетка ограды.
В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кестринга. Российские спецслужбы (НКВД) за несколько месяцев до войны установили в его резиденции подслушивающие устройства. С 1944 г. в здании располагается посольство Исландии в России.
В 2011 году в здании начались реставрационные работы. В 2013 году в обновленный особняк вернулось посольство. Исландии.
В процессе реставрации возникла задача – сохранить существующие деревянные конструкции старого ядра дома, свести к минимуму количество заменяемых элементов или венцов сруба.
В результате расчисток было найдено исторически достоверное колористическое выполнение окраски фасада, соответствующее началу XX века.
В ходе интерьерных работ также была восстановлена историческая планировка. Демонтированы позднейшие перегородки в подвале и на первом этаже. Отреставрирован камин в кабинете, облицованный крупными муравлены ми (покрытыми прозрачной глазурью) изразцами темноболотного цвета. В парадной спальне по архивным документам 1887 года воссозданы две утраченные колонны. На их расположение указали сохранившиеся пилястры.
В интерьерах дома сохранились все старые филенчатые двери и многие окна, частично с приборами. Окна зимнего сада с изящными калевками, характерными для классицизма, отличаются тонкостью столярной работы. Все они также были отреставрированы. В парадных помещениях восстановлены потолочные профилированные карнизы и розетки.
Кроме того, выполнена реставрация покраски, искусственного мрамора и наборных полов с контурными фризами сохранившегося паркета. Паркет советского времени был заменен новым, выполненным по историческим аналогам.
Одноэтажный особняк построен к октябрю 1815 г., но по фасаду отделан в 1887 г. Этот дом приобрел после выхода в отставку театральный деятель и композитор А. Верстовский. В нем после недолгой болезни он и скончался 5 ноября 1862 г. Его жена, Н. Репина, даровитая артистка, бывшая в течение многих лет украшением московской сцены, скончалась в этом доме 5 лет спустя. Про Верстовского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_562.html.

Реставрация проведена в 2013 г.

Жилые дома:

4 этажа (№ 1, конец 19 века; в 1900–1904 годах здесь жил композитор А. Скрябин; также до 1917 года здесь жил публицист В. Крандиевский, у которого проходили собрания «Клуба московских писателей», членами которого были В. Вересаев, А. Белый, И. Бунин и др.).

4-5 этажей (№ 2/3, стр. 1, начало 20 века).

2 этажа (№ 6, конец 19 — начало 20 веков). Здесь, в 1911–1923 гг. жил и работал антрополог и этнограф академик Дмитрий Анучин (мемориальная доска). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_535.html.

Здесь у Анучина бывал А. Воейков. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_830.html.

1 этаж (№ 6а, начало 20 века, деревянный). Здесь в 1902—1925 гг. жил и работал композитор и дирижер Н. Кочетов и до 1951 г. — В. Кочетов. Здесь с 1959 по 1984 год жил и работал академик Николай Некрасов – один из основных инициаторов экономического развития химической промышленности страны (мемориальная доска).

В деревянном флигеле в 1840-х годах жил историк Т. Грановский. 

4-5 этажей (№ 8, 1998 год постройки). 

Надстройка жилого дома, возведенного в 1903 году по проекту В. Шервуда, представляет собой жилые апартаменты в 2-х уровнях с павильоном – зимним садом на крыше. Полуцилиндрическая форма передней части надстройки позволила отнести ее объем в сторону двора, мало изменив восприятие главного фасада. Архитектурное решение надстройки развивает композиционные темы исторического здания без прямой имитации. Утилитарный характер дворовых фасадов позволил более радикальное решение – остекленный эркер в форме обратного конуса. 

Образец "реконструкции с деконструкцией". Первая сделана грамотно и аккуратно, без всякого "новодельничанья". Вторая – великолепна своей спрятанностью на крыше и во дворе, и собственно формами. В углу дома повис футуристический стеклянный стакан, а на крыше распластались мансарды, творческие развивающие родной модерн особняка 1903 года.

6 этажей (№ 9, начало 20 века).

5 этажей (№ 10, 1960 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 14, 1926 год постройки). 

В несохранившемся доме на месте современного под № 14 (1926, архитектор И. Герман) в 1860-х гг. жил декабрист Ф. Вишневский.

2 этажа (№ 24, 1926 год постройки).

4 этажа (№ 26, начало 20 века). «Здесь с 1949 года по 1968 год жил видный военный деятель маршал Советского Союза Герой Советского Союза Василий Данилович Соколовский».

Квартиры от 80 до 220 кв. м. Часть помещений занято под офисы. 

Два нижних этажа относятся к 1904 г. (архитектор К. Буров), есть мемориальная доска в честь маршала В. Соколовского, жившего здесь в 1948–1968 гг.

Достопримечательности:  

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицы Новый Арбат, Поварскую и Скатертный переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 24.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий