вторник, 21 апреля 2020 г.

Верстовский Алексей

Верстовский Алексей (1799 – 1862) – композитор и театральный деятель, действительный статский советник. Родился в имении Селиверстово Тамбовской губернии. Старший сын секунд-майора, коллежского советника Николая и Анны (урожденной Волковой). Всего в семье было 6 детей. Мать была первой наставницей в музыке для будущего композитора. На службу был записан в 6 лет подканцеляристом в Тамбовскую удельную экспедицию. Окончил курс в Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения, а также обучался теории музыки. С 1818 г. – коллежский секретарь. С 1821 г. – титулярный советник. В 1823 г. переехал в Москву, где был определен чиновником особых поручений при канцелярии московского генерал-губернатора. Через 2 года получил пост инспектора музыки императорских московских театров. С 1826 г. – коллежский асессор. С 1829 член Общества любителей российской словесности; в 1833 г. экстерном окончил Московский университет. С 1830 г. – инспектор репертуара и одновременно периодически исполнял обязанности управляющего конторой. С 1859 г. – действительный статский советник. С 1860 г. – в отставке и был избран почетным членом Императорского Русского музыкального общества, которому завещал все свои музыкальные рукописи. После долгих лет скитания по наемным домам с женой, актрисой и певицей Н. Репиной, в 1836 г. они купили собственный дом в Большом Афанасьевском переулке, 16/24, где жили до переезда в Хлебный переулок в 1860 г. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман с женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесен в 1971 году. Несмотря на инженерное образование, всю жизнь занимался музыкой. Представитель романтизма в русской музыке, один из основоположников русской оперы-водевиля. Среди оперных произведений наибольшую популярность получила его «Аскольдова могила», шедшая в Москве более 400 раз. Наряду с операми сочинял фортепьянные сонаты, романсы, баллады на слова современных ему поэтов. В творчестве неоднократно обращался к поэзии А. Пушкина, с которым был знаком. На слова поэта им написаны романсы: «Черная шаль», «Ночной зефир», «Цыганская песня» и др. Большинство водевилей Верстовского (в 1824–28 гг. работал совместно с драматургом А. Писаревым) и шесть опер (в том числе «Пан Твардовский», 1828, «Аскольдова могила», 1835; обе –на либретто М. Загоскина) были поставлены в Большом театре. Был дружен с декабристами. С 1841 г. был женат на дочери театрального музыканта из бывших крепостных Столыпина Надежде Репиной – актрисе Малого театра. Композитор встретился с ней как учитель с ученицей и с 1829 г. жил с ней в гражданском браке, за что вызвал немилость отца. Лишь в 1841 г., когда Надежда покинула театр, состоялась их свадьба. Детей не имел. После 1917 г. особняк занимался в основном дипломатическими представительствами. Так, там в 1920-х гг. находилась датская миссия, потом, до 1941 г., – германское торговое представительство и военный атташе посольства Германии.

В Москве:
В Москву переехал в 1823 г. Сначала он был инспектором музыки в дирекции московских театров, за¬тем инспектором репертуара, а с 1848 г. стал управляющим московской Конторой императорских театров. Факт. в течение 35 лет Верстовский руководил московской оперой. Композитор быстро вошел в московскую литературную и музыкальную среду. В 1823 г. вместе с А. Грибоедовым и П. Вяземским он пишет водевиль «Кто брат, кто сестра», в 1825 г. совместно с А. Алябьевым сочиняет музыку к открытию только что отстроенного архитектором О. Бове Большого театра. В числе друзей Верстовского С. Акса¬ков, В. Одоевский, М. Загоскин, который написал либретто для его опер «Пан Твардовский» и «Аскольдова могила». Близкими знакомыми композитора были Денис Давыдов и В. Кюхельбекер. В 1830-1850 гг. Верстовский жил в доме № 24 (не сохранился) по Староконюшенному переулку. Как явствует из архивных материалов, это была небольшая одноэтажная постройка, окруженная с трех сторон густым садом. В этом доме бывали виднейшие представители художественного мира столицы. Здесь Верстовского в январе 1840 г. посетил Н. В. Гоголь. В это время композитор задумал написать оперу «Страшная месть» по одноименной повести писателя, однако замысел не был осуществлен. В 1861 г. Верстовский приобрел дом в Хлебном переулке (на месте дома № 26). Здесь он скончался в 1862 г.
Творчество:
«Заря русской музыки - и не одних песен - но чистой народной музыки во всей отчетности оперной - давно уже на горизонте! - писал в 1836 г. Одоевскому А. Н. Верстовский. - Солнца-то мы еще не видим! Да и едва ли оно пока¬жется, пока не перестанут воротить рожу от всего русского народного».
Композитор А. Верстовский (1799-1862) был крупнейшим представителем русской музыкальной культуры доглинковского периода. Творчество его отличается необычайным разнообразием. Верстовский писал и оперы, и музыку к водевилям, и кантаты, и произведения малых форм, которые были исключительно популярны в то время. Б. Асафьев указывает, что «по России ходило до 800 романсов (вернее песне-романсов, песен, куплетов, кантов и гимнов) Верстовского». Верстовский был и замечательным певцом-исполнителем. «Музыка и пение Верстовского казались мне необыкновенно драматичными, - пишет С. Аксаков, близкий друг композитора. - Говорили, что у Верстовского нет полного голоса; но выражение, огонь, чувство заставляли меня и других не замечать этого недостатка». Многие певцы советовались с композитором, проходили с ним свои партии. А. Островский, встречавшийся с Верстовским в конце его жизни, считал его знатоком «в сценическом искусстве: все артисты жаждали его замечаний, боялись их и с доверием и благодарностью их выслушивали».
Основной заслугой Верстовского является то, что, вопреки господствовавшим вкусам, он стремился к самобытности и национальности. Многие его мелодии близки к крестьянской и городской песне. В операх Верстовского показан народ с его песнями, играми и плясками. Однако впечатление от его произведений нередко снижается многочисленными бутафорско-фееричными эффектами, отсутствием ясности и простоты в развитии сюжета. Наибольшим успехом пользовалась опера Верстовского «Аскольдова могила» (1835 г.), которая живет и в наши дни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий