понедельник, 24 октября 2016 г.

Павелецкая площадь

Расположение:

Площадь находится в районе Замоскворечье (ЦАО). 

Эта достаточно обширная площадь находится на Садовом кольце у Павелецкого вокзала. 

Павелецкая площадь примыкает к Зацепскому Валу Садового кольца. Она ограничена Кожевнической улицей, Павелецким вокзалом и Дубининской улицей. 

Рядом находится Зацепская площадь и улица Зацепа, Новокузнецкая, Татарская улица и улица Бахрушина.

Зоны


Вокзальная и офисная.

История:

Площадь названа по Павелецкому вокзалу, откуда поезда едут в том числе и до поселка Павелец в рязанской области (хотя железнодорожная станция называется Павелец-Тульский). Также с этого вокзала ходят поезда до Волгограда, Воронежа, Новороссийска, Тамбова, Саратова, Ростова-на-Дону, а также до Таджикистана и Казахстана; электрички же ходят до Каширы и Узунова; курсируют и поезда-аэроэкспрессы до аэропорта «Домодедово».

Но не сразу вокзал и площадь около него стали называться Павелецкими: в 1920-х-1940-х годах они назывались Саратовскими, а с 1941 до 1992 года – площадь именовалась Ленинской – в память о прибытии сюда из Горок Ленинских с платформы Ленинская гроба с телом В. Ленина. 

В 1994 году площади было возвращено историческое название, соответствующее фактической действительности.

Центр площади сейчас перекрыт, а нем хотели построить большой торговый центр, но строительство надолго заморозили – и пока неясно, что будет здесь в итоге. А еще 10-15 лет назад по середине площади шла прекрасная пешеходно-прогулочная зона со скамейками, газонами и цветочными композициями; здесь можно было посидеть и побеседовать с друзьями, просто отдохнуть, сверяя часы по большому циферблату на Павелецком вокзале, перекусить и погреться на солнышке, неспешно пройтись по площади, назначить встречу…

Пока уже много лет почти всю площадь занимает большой и глубокий котлован, огороженный щитами по всему периметру.

Нежилые объекты:

• Главной достопримечательностью и доминантой площади является Павелецкий вокзал (№ 1а, строение 1), построенный в 1900 году.

 К концу XIX века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой, связывавшей 12 густонаселенных губерний. Дорога прошла через Черноземье и Поволжье до Урала, соединила Смоленск, Тамбов, Саратов и Астрахань, но не имела выхода к Москве. В мае 1897 года Правление дороги получило разрешение на строительство необходимой ему «вывозной» линии Павелец – Москва.
Сама линия была построена в рекордные сроки, но затянувшийся поиск места для размещения вокзала помешал открыть его одновременно с началом движения. Поэтому до 1900 года Рязанско-Уральская дорога переводила свои поезда со станции Загорье (ныне Бирюлёво) на станцию Царицыно Московско-Курской железной дороги и дальше на Курский вокзал. Вокзал предполагалось разместить в районе нынешнего телецентра на Шаболовке, у Крестьянской заставы или на Зацепе. Перед началом строительства Общество Рязано-Уральской дороги должно было реконструировать старый Краснохолмский мост через Москву-реку и обустроить площадь перед вокзалом.
Построенный по проекту архитектора Красовского вокзал первоначально называли Саратовским, так как именно Саратов являлся центром Рязано-Уральской железной дороги. В то же время вокзал назывался и Павелецким, в справочниках того времени присутствуют оба названия. Вокзал построен по канонам своего времени: симметричное здание в два этажа с центральной трёхэтажной частью и с мансардами над выступающими боковыми корпусами. Наружная поверхность стен облицована декоративным кирпичом, цоколь – тёсаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Вокзал открылся для пассажиров 15 октября 1900 года.
С постройкой вокзала Зацепа сильно оживилась – началось строительство жилых домов, магазинов, появился трамвай. Для хлебных грузов – основных для Рязано-Уральской железной дороги – за вокзалом были построены грандиозные элеваторы. Товарная станция стала обслуживать заводы и фабрики Дербенёвской набережной.
В 1980-е годы вокзал был реконструирован, внешний вид его исторической части практически не изменился, хотя внутри он серьёзно перестроен.
Рядом с вокзалом находится павильон «Траурный поезд В.И. Ленина», в котором хранится паровоз У-127 и товарный вагон № 1691. Повреждённый в Гражданскую войну паровоз У-127 восстановили на субботнике в 1923 году, тогда же его почётным машинистом был избран В.И. Ленин. В январе 1924 года именно этот паровоз доставил в Москву траурный поезд с телом Ленина. В 1937 году паровоз поставили на вечную стоянку как «символ всенародной скорби», в 1941 году его эвакуировали в Ульяновск и затем вернули в Москву. В наши дни паровоз У-127 имеет не только мемориальное значение, но и является ценнейшим памятником истории подвижного состава Российских железных дорог – это один из двух уцелевших пассажирских паровозов дореволюционной постройки.


Павелецкий вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. К. Красовского. Это железнодорожное направление связывает Москву со Средним и Нижним Поволжьем.
Поначалу вокзал именовался Саратовским (по имени города Саратов, крупнейший узел этого направления). Вокзал был двухэтажным, с третьим этажом над центральной частью и мансардами над боковыми частями. Архитектурный облик нового вокзала соответствовал канонам той эпохи: симметричное здание с повышенным центром, высокие окна, широкий подъезд. Наружные стены здания были толщиной в два с половиной кирпича — изрядный запас прочности для такого невысокого строения. Стены снаружи были облицованы особым кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах украшены лепниной. Изящная башенка-амфора исполняла роль флагштока.
Благодаря новому вокзалу заметно оживилась жизнь в этом районе города: привокзальная площадь была быстро застроена каменными домами, магазинами, трактирами, гостиницами. Сюда провели конку и трамвай, а неподалеку от вокзала возник Зацепский рынок, считавшийся тогда в Москве самым дешевым.
Павелецкий вокзал очень органично вписывался в облик городского района. При реконструкции, начавшейся в 80-х годах, важно было сохранить эту гармонию. Старое здание стало частью нового вокзального комплекса. Со стороны Павелецкой площади здание вокзала выглядит одноэтажным, хотя там размещены три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания. Современный Павелецкий вокзал может принять до 10 тысяч человек в час.

Первоначально вокзал назывался Саратовским, в связи с тем, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в Саратове. 

Через Павелецкий вокзал в среднем проходит более 20 000 человек в сутки. 

Здание вокзала имеет повышенный центр, высокие окна, широкие подъезды, мансарды над боковыми выступающими частями.

В 1980-х годах была проведена существенная реконструкция здания вокзала. В итоге новый вокзал превысил старый в 6 раз по объему и в 4 – по пропускной способности. Впоследствии в помещениях вокзала появились многочисленные закусочные и торговые точки, часовня святителя Митрофана Воронежского, автоматы по продаже билетов и некоторые другие точки по обслуживанию пассажиров.

Рядом со зданием вокзала находятся его багажное отделение и технические строения.

На площади находятся выходы станций метро «Павелецкая-кольцевая» и «Павелецкая-радиальная». Причем на станцию Павелецкая Замоскворецкой линии можно попасть и из Павелецкого вокзала (южный вестибюль при реконструкции вокзала в 1980-х годах был встроен в увеличенное здание вокзала, раньше стоял отдельно около вокзала) и с другой стороны площади, через надземный вестибюль. А вот на станцию Павелецкая Кольцевой линии ведет лишь этот же надземный вестибюль (только надо будет спуститься на другом эскалаторе), а от вокзала на нее можно попасть только через переход, идущий от станции Павелецкая-радиальная. Общий для двух станций метро «Павелецкая» (северный) вестибюль был открыт в 1953 году и расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс. Снаружи часть дома, занятая вестибюлем, оформлена портиком на широких и пилонах со сводчатыми проходами.

Противоположные стороны Павелецкой площади также соединены длинным подземным переходом, в котором в 2 ряда тянется по всей его длине непрерывная череда торговых палаток, не так давно капитально обновленных (осовремененных).
Построен в 1900 г. (архитектор Ю. Дидерикс) для обслуживания Павелецкой железной дороги, проложенной в 1898—99 гг. в районе Кожевнической и Коломенской-Ямской (ныне Дубининской) улиц (первоначально до станции Павелец, затем до Саратова). 
Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем; с вокзала идут пригородные электропоезда до аэропорта «Домодедово». 
В сутки вокзал принимает и отправляет 18 пар поездов дальнего следования и 149 пар пригородных электропоездов.
Павелецкий вокзал является важным элементом городской архитектуры: формирует облик привокзальной Павелецкой площади (первоначально называлась Саратовской, в 1924—92 гг. — Ленинской площадью, после прибытия на вокзал 23 января 1924 г. поезда, доставившего в столицу гроб с телом В. Ленина). 

В 1982—87 гг. Павелецкий вокзал реконструирован (архитекторы А. Гурков, С. Кузнецов, А. Воронцов и др.); пойдя по пути стилизации архитектурных форм старого здания вокзала, сохранив его привычные формы (трёхчастное построение объёма, купольное завершение, характер декора), авторы в несколько раз увеличили площадь здания.

авелецкий вокзал в Москве был построен в 1900 году. Проект здания разработал архитектор А. Красовский. Это была станция Рязанско-Уральской железной дороги, а название вокзала произошло от названия поселка Павелец, расположенного в Рязанской области. С Павелецкого вокзала отходят поезда в Среднее и Нижнее Поволжье, Центральное Черноземье, некоторые города Кавказа. Пригородные электрички следуют отсюда до аэропорта Домодедово, а также до станции Узуново. С Павелецкого вокзала в Москве можно уехать в Адлер, Астрахань, Алматы, Баку, Балаково, Балашов, Волгоград, Воронеж, Донецк, Елец, Краснодар, Липецк, Лиски, Луганск, Махачкала, Назрань, Новомосковск, Новороссийск, Саратов, Ставрополь, Тамбов.
В конце 19 века Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей в России частной железной дорогой, соединяющей 12 больших губерний. Но эта дорога не имела выхода к Москве, и правление подало прошение правительству о разрешении строительства ветки Павелец-Москва. Весной 1897 года император Николай II подписал разрешение на строительство новой линии, и в очень короткий срок (8,5 месяцев) линия Павелец-Москва была готова. Но вокзала для железнодорожной станции в Москве не было, и в срочном порядке пришлось его возводить.
Здание Павелецкого вокзала построили в соответствии с традициями того времени: симметричным, с повышенной центральной частью, высокими окнами и широким просторным подъездом. Вокзал представлял из себя двухэтажное кирпичное строение на фундаменте из бута. Над средней купольной частью здания возвышался третий этаж, а над боковыми выступающими частями были устроены мансарды. Общая длина здания составляла 83,7 метров, толщина стен – 2,5 кирпича. Наружные фасады были облицованы специальным кирпичом, цоколь – тесаным камнем.
С главного фасада, расположенного лицом к площади, можно было попасть в вестибюль вокзала, в багажное отделение, также в телеграф, аптеки, буфет, кассы продажи ж/д билетов. Также здесь располагался вход в помещения для жандармов и в царские покои. Со стороны фасада имелись и проходы к платформам. По центру размещался операционный зал, отделяющий залы для пассажиров первого и второго класса от третьего класса. Здание Павелецкого вокзала было очень удобным в отношении планировки и имело очень необычную систему отопления. Открытие и освящение Павелецкого вокзала в Москве состоялось 1 сентября 1900 года в присутствии главного инженера строительства В.В. Тимофеева, начальников служб, персонала и представителей делового мира. 
Какое-то время вокзал проходил по документам как Саратовский, а площадь перед ним называлась Саратовской. Это случилось по причине расширения железной дороги через Саратов на Астрахань и Нижнее Поволжье, но затем вокзал получил свое теперешнее название.
Известный нам сегодня по названию «Павелецкий» вокзал некоторое время после постройки в документах именовался «Саратовским», а привокзальная площадь — Саратовской. Во многом это было связано с тем, что Рязанско-Уральскую дорогу в процессе её расширения через Саратов связали с Астраханью, Нижним Поволжьем.
Здание вокзала очень гармонично вписалось в городскую застройку, и на протяжении долгих лет служило украшением площади. Когда в начале 80-х годов 20 столетия пришло время реконструировать здание, то перед строителями была поставлена непростая задача. Нужно было сохранить исторический облик Павелецкой площади, и в то же время расширить вокзал и оснастить его современными техническими средствами. Над проектом реконструкции работала группа архитекторов в составе: А.Гуркова, С. Кузнецовой и А. Воронцова.
Обновленный вокзал открылся 3 ноября 1987 года. Нынешнее здание в шесть раз больше старого по объему и в четыре по пропускной способности. Значительно увеличилась и пропускная возможность Павелецкого вокзала, теперь в час здесь можно принять и разместить около 10 000 человек. Если смотреть на вокзал с Павелецкой площади, он выглядит одноэтажным, но на самом деле это не так. Строение это многоуровневое, и внутри разместились три уровня с пассажирскими и техническими помещениями.
Но старания архитекторов, занимавшихся реконструкцией Павелецкого вокзала могут быть сведены на нет, если на Павелецкой площади все-таки выстроят огромный торговый центр, который совершенно изменит исторический облик этого места, и целиком закроет вид на Павелецкий вокзал со стороны Садового кольца.

В жизни Павелецкого вокзала были интересные факты, которые вошли в историю. Например, 23 января 1924 года сюда прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина. В память об этом с 1941 по 1992 год Павелецкая площадь называлась Ленинской, а в 1980 году слева от вокзального здания был построен павильон "Траурный поезд В. И. Ленина". Вокзал также фигурирует в некоторых художественных фильмах ( "Роковая ошибка", "Парниковый эффект", "4 таксиста и собака").

• 〈М〉 Метро «Павелецкая» (Замоскворецкая линия; ◊ открыта 20 ноября 1943 года ◊; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с двух сторон станции по эскалаторам — c одной стороны выход ведет к Павелецкой площади и Павелецкому вокзалу через наземный вестибюль, встроенный в здание вокзала (отсюда же — выход на Дубининскую улицу и Зацепскую площадь), а с другой стороны- выход ведет через общий вестибюль с одноименной станцией Кольцевой линии, встроенный в жилой дом, — к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал; станция — пересадочная: из центра зала или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Кольцевой линии; станция — глубокая (глубина — 34 метра); станция — колонная и колонны облицованы светлым мрамором, как и путевые стены (но изначально станция была пилонная, о чем свидетельствуют сохранившиеся серые пилоны в южной части платформы); пол покрыт серо-розовым гранитом; скамеек много; тема станции — истории вооруженных сил СССР, что отражено на бронзовых медальонах и лепном орнаменте; на одной из стен наземного вестибюля — мраморное панно — два ряда военных горнистов трубят фанфары Победы, а между ними — символический силуэт Москвы).

• 〈М〉 Метро «Павелецкая» (Кольцевая линия; ◊ открыта 1 января 1950 года ◊; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с одной стороны станции по эскалаторам — через совмещенный наземный вестибюль с одноименной станцией Замоскворецкой линии, встроенный в жилой дом с проектным институтом «Метрогипротранс» (перед павильоном — арочная галерея, а внутри — мозаика с колосящимися нивами и под куполом — лепные розетки со звездами), — на Павелецкую площадь и к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал (с другой стороны станции — глухой торец); станция — пересадочная: из центра зала по эскалаторам или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Замоскворецой линии; станция — глубокая (глубина — 40 метров); станция — пилонная и пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором, а также украшены декоративными колоннами с капителями по углам; путевые стены частично отделаны светлым мрамором, а частично отштукатурены; пол покрыт серым и черным гранитом; освещается станция красивыми люстрами; скамеек много и они расположены вдоль пилонов с путевой стороны; одной какой-то темы у этой станции нет: коричнево-белые орнаменты на пилонах характерны для вышивки народов Поволжья, в глухом торце — мозаичное панно «Рабочий и колхозница» с гербом СССР; над эскалатором — панно «Красная площадь», на котором изображены знамена с названиями городов Поволжья).

• Бизнес-центр «Павелецкая плаза» (№ 2, строения 1, 2 и 3).

Комплекс, состоящий из трех зданий-блоков, построенных на свободной площади в 1997–2003 годах. 

В зданиях много банков, офисов разных компаний, ресторанов, кафе, гостиниц, салонов, здесь же находится издательский дом «Ридерз Дайджест» и т. п.

Жилой дом:

7 этажей (№ 1; 1925 год постройки; кирпичный). На первом этаже этого дома: кофейня «Шоколадница», кафе «Чайхона Халяль», магазин инструментов «Домовой на Павелецкой» и др.

Перспективы:

Хотят построить на месте котлована транспортно-пересадочный узел «Павелецкая» с парковой зоной.

Проезд:

Метро «Павелецкая».

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476252757/

Видео:



Состояние на 3.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий