среда, 5 октября 2016 г.

проезд Воскресенские Ворота

Расположение:

Проезд проходит по Тверскому району (ЦАО) между площадью Революции и Красной площадью.

Описание:

Движение автотранспорта по проезду запрещено (пешеходная зона). Покрытие – брусчатка. Озеленение отсутствует. Длина – около 150 метров. Стороны проезда образуют оформленные в псевдорусском стиле торцы зданий Государственного исторического музея и Старой городской думы.

История:

Назван в 18 веке по Воскресенским воротам Китайгородской стены, через которые он проходит. 

Образовался после строительства стен Китай-города как проход через двойные Воскресенские (Неглинные) ворота на мост через р. Неглинную. 

Близ ворот с 16 в. находились различные административные учреждения: Земский и Сытный дворы, тюрьма, а также зверинец (отсюда другое название ворот — Львиные). 

В конце 17 в. по одну сторону ворот стоял Монетный двор (главное здание — д. 1, 1697), по другую — Приказы (затем Главная московская аптека, 1700). 

В 1732—40 гг. комплекс Монетного двора значительно расширен (архитектор П. Гейден). 

В 1874—83 гг. на месте Главной московской аптеки построено здание Исторического музея. 


Воскресенские ворота в 1928 г. отреставрированы, в 1931 г. снесены, в 1994—96 гг. восстановлены.


Прежнее название — Троицкие ворота — по ближней Троицкой башне Кремля; Иверские — по установленной в 1669 году между двумя проездами ворот часовне Иверской иконы Божией Матери — и Неглиненскими (Неглименскими) — дорога из них выходила к мосту через речку Неглинную; Львиные, т. к. в 1556 году английский король прислал Ивану Грозному в подарок льва, львицу и львенка, клетку с которыми поместили для обозрения во рву близ ворот.

В 1929-1993 годах — Исторический проезд (по образующему одну из его сторон Историческому музею).

Ворота были разобраны в 1931 году по причине того, что мешали проезду техники на Красную площадь во время военных парадов и массовому проходу пеших колонн во время демонстраций.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Достопримечательность (и единственный объект на проезде):

Православная Иверская часовня у Воскресенских ворот (№ 1а; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье. Приписана к храму Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. История: построена в 1995 г. на месте одноименной часовни, которая была разрушена в 1931 г. Находится у воссозданных Воскресенских ворот Китай-города, у входа на Красную площадь. Интерьер: новый. Святыни: чтимая икона Иверская Божией Матери (точный список с Иверской иконы горы Афон; привезена из Иверского афонского монастыря). Духовенство: настоятель – священник Геннадий Нефедов. Богослужение: ежедневно с 8.00 до 20.00 совершаются молебны акафистом в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, которые совершает поочередно все московское духовенство. Сайта нет (некоторая информация есть на сайте храм Богоявления Господня, к которой эта часовня приписана)).

В 1614 г. в Москву с Афона была прислана копия чудотворной Иверской иконы Богоматери «Вратарницы», в 1656 г. она была передана в основанный патриархом Никоном Валдайский Иверский монастырь. 

В 1669 г. в Москву был доставлен ещё один список этой иконы, установленной на Воскресенских воротах Китай-города (по некоторым сведениям — в принадлежавшей Николо-Перервинскому монастырю часовне внутри Китай-города). 

В 1781 г. для иконы была построена деревянная часовня перед Воскресенскими воротами; в 1801 г. она была увенчана куполом и фигурой ангела с крестом. Была самой известной и почитаемой московской часовней: каждый проходящий на Красную площадь или в Кремль (в том числе возвращавшиеся или приезжавшие в Москву цари и императоры) молился у «Иверской Матушки». 

В 1922 г. из часовни были изъяты все церковные ценности, в 1929 г. она была закрыта и разобрана. 

Образ Иверской Богоматери хранился в церкви Воскресения в Сокольниках. 

В 1995 г. часовня и Воскресенские ворота восстановлены. 

Прямоугольный в плане объём воссозданной часовни, завершённый купольной кровлей и получивший подчёркнуто декоративное оформление фасадов, несколько напоминает по внешнему облику парковый павильон. Сходство с павильоном усиливают овальные световые и ложные окна с обрамлениями в форме растительных венков и позолоченный подзор, выполненный в виде драпировки. Часовню венчает золочёная фигура Архангела Михаила с крестом, а по сторонам дверного проёма на главном фасаде помещены золочёные горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. 

Перед входом в часовню — широкие чугунные ступени.

Воскресенские ворота — памятник архитектуры 16 века. Они считаются парадным входом на Красную площадь.
Ворота в стене Китай-города построили в 1535 году для проезда на мост через реку Неглинную. Спустя почти сто лет над ними были надстроены две башни. Сверху каждую венчает символ страны — двуглавый орел. Ворота считались главными и самыми красивыми из семи ворот, ведущих в Китай-город.
Ворота часто меняли свое название. Они были Неглинненскими, Львиными, Богоявленскими, Троицкими, Триумфальными, Куретными, Иверскими. Свое нынешнее название — Воскресенские — обрели в 1689 году по приказу царя Федора Алексеевича. В разные годы 18 века в помещении ворот находились: лаборатория Монетного двора, палата Главной городской аптеки, а также типография Московского университета.
В конце 18 века к воротам пристроили деревянную Иверскую часовню, а спустя десять лет ее возвели из камня. В ней находится точный список с Иверской иконы Божией Матери. Каждый, кто заходил или въезжал на Красную площадь, должен был прислониться к иконе.
В 1917 году ворота вместе с часовней использовались в качестве оборонительного рубежа от большевиков. Реставрация Воскресенских ворот проводилась в 1928 году, а уже в 1931 году их и святыню снесли, они мешали проезду тяжелой военной техники на площадь во время парада. За место них открыли Исторический проезд, который в 1963 году, как и вся Красная площадь, стал пешеходным.
Воссоздать ворота и часовню решено в 1994-1996 годах. Автором выступил архитектор О.И. Журин. Рядом с ними расположили памятный знак «Нулевой километр России» в виде металлической звезды.
Это одна из самых молодых улиц старинного центра столицы. Улица получила название по аналогии с Арбатом, или Старым Арбатом – популярнейшей туристской улицей столицы. Строительство этой новой магистрали было продиктовано необходимостью соединить центр Москвы с новыми, строящимися районами в Западной части города.
В начале строительства магистраль имела несколько рабочих названия – Новоарбатский проспект, Новый Арбат. Завершить строительство помешала война, и вернуться к магистрали смогли только в 1960-хх годах. Долгое время улица была частью Калининского проспекта, и не имела имени собственного на картах города, а только в разговорной речи звучало – Новый Арбат.

Четыре многоэтажных дома в форме раскрытых книг, по мнению многих архитекторов, «смазали» внешний вид столицы. Сталинские высотки перестали занимать преобладающие позиции.

В высотках разместили различные министерства. В новых домах было выделено по 176 квартир для чиновников высших рангов.


Нынешний Новый Арбат – одна из самых престижных улиц столицы. На нем расположены крупные магазины, дорогие рестораны и развлекательные заведения, проходит правительственная трасса.

Интересно:

В проезде находится знак нулевого километра автодорог РФ.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Площадь революции».


Видео:




Состояние на 8.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий