среда, 8 апреля 2020 г.

Шаляпин Федор

Шаляпин Федор (1873, Казань – 1938, Париж), певец, солист Его Императорского Величества (1910). Выходец из крестьян. Начальное образование получил в Казани, там же обучался сапожному и другим ремеслам, пел в церковных хорах. Карьеру оперного певца начал самоучкой в странствующих театральных труппах. Впервые побывал в Москве в начале лета 1894: в театральном бюро Е.Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. Летом 1896 участвовал в гастролях московской Частной русской оперы в Нижнем Новгороде, а осенью был приглашен С.И. Мамонтовым в труппу. Исключительную роль в оформлении сценического дарования Шаляпина сыграли сам Мамонтов и ряд московских художников – К.А. Коровин, В.А. Серов, братья В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель. Шаляпин с большим успехом дебютировал в Частной русской опере 22 сентября 1896 в роли Ивана Сусанина («Жизнь за царя» М.И. Глинки). 27 сентября 1896 Шаляпин выступил в роли Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) – в дальнейшем одной из лучших своих ролей. После выступления в роли Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова 12 декабря 1896 (декорации Коровина и В.М. Васнецова) Шаляпин стал весьма популярным в Москве. Огромное влияние на творчество Шаляпина оказала дружба с С.В. Рахманиновым, продолжавшаяся всю их жизнь, включая годы эмиграции. Одно из первых их совместных выступлений – опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила» 12 октября 1897 на сцене театра «Эрмитаж». По их инициативе в Частной опере 7 декабря 1898 был поставлен шедевр русского искусства – опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов», прошедшая здесь впервые 7 декабря 1898. Подготавливая роль Бориса Годунова, в которой Шаляпин вскоре прославился в отечественном и зарубежном театральном мире, а годом раньше роль старца Досифея в опере Мусоргского «Хованщина» (постановка 12 ноября 1897), Шаляпин консультировался с В.О. Ключевским. 12 декабря 1898 Шаляпин подписал контракт на выступления в Большом театре; первое выступление в роли Мефистофеля состоялось 24 сентября 1899. С приходом Шаляпина в Большой театр начался период наивысшей славы певца на родине. Здесь Шаляпин спел ведущие партии в операх «Лакме» Л. Делиба, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Руслан и Людмила» Глинки, «Рогнеда» А.Н. Верстовского, «Вражья сила» А.Н. Серова, «Мефистофель» А. Бойто, «Добрыня Никитич» А.Т. Гречанинова, «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Алеко» Рахманинова. С 1901 Шаляпин участвовал в симфонических концертах Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, проходивших в Большом зале Московской консерватории и в зале Благородного собрания, пел в сопровождении оркестра под управлением А.И. Зилоти и др. Огромную слушательскую аудиторию привлекали и выступления Шаляпина в камерных концертах, в том числе совместные выступления Шаляпина и Рахманинова в качестве пианиста. Эти концерты, большая часть которых имела благотворительные цели, проходили главным образом в Большом зале Благородного собрания. Событиями в культурной жизни Москвы были и домашние музыкальные вечера с участием Шаляпина и Рахманинова, привлекавшие многих друзей и знакомых и проходившие по самым различным адресам, в том числе на «средах» писателя Н.Д. Телешова. Среди многочисленных знакомых Шаляпина в литературных кругах были М. Горький, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский. 9 января 1900 Шаляпин с Рахманиновым посетили Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках.

С 1906 Шаляпин жил попеременно в Москве и Петербурге. В 1913–17 периодически выступал в Большом театре, например, осенью 1913 в «Борисе Годунове» и «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (в роли дона Базилио), 24 сентября 1915 в «Хованщине» – своем юбилейном спектакле (25-летие сценической деятельности). В сезоны 1915/16 и 1916/17 Шаляпин пел в «Опере С.И. Зимина». 10 февраля 1917 Шаляпин поставил в Большом театре оперу «Дон Карлос» Дж. Верди и выступил в премьере в роли Филиппа II. Этот спектакль, как и многие другие выступления Шаляпина во время первой мировой войны, был благотворительным. В 1914 в своем доме на Новинском бульваре Шаляпин открыл лазарет для раненых, где работали члены его семьи. После 1917 новые власти пытались привлекать Шаляпина к работе в различных комитетах; так, в июне 1918 Шаляпин присутствовал на заседании Художественно-репертуарного комитета при участии различных театральных деятелей Москвы. Выступал в Москве в июне – июле 1918 в Зеркальном театре сада «Эрмитаж», затем здесь же в 1919 и 1920; эпизодически пел в Большом театре, в различных концертах. В 1918–19 Шаляпин помогал советами молодежному драматическому коллективу так называемой Шаляпинской студии (Николопесковский переулок, 13), в которой преподавали О.В. Гзовская и его первая жена И.И. Торнаги, учились две его старшие дочери – Ирина и Лидия, начинали сценическую деятельность О.Н. Андровская, М.Ф. Астангов, Р.Н. Симонов и др. Весной 1922 уехал с большинством членов семьи за границу. Последний раз пел в Москве в опере «Русалка» А.С. Даргомыжского (14 мая 1922, Большой театр).

Адреса Шаляпина в Москве: в 1889–99 – Долгоруковская улица, 36, во флигеле дома Т.С. Любатович (не сохранился); в 1899 – 1900 – Большой Чернышевский переулок, 9 (напротив англиканской церкви); в 1900 – 1904 – Леонтьевский переулок, 24, в доме А. Катыка; с 1904 – 3-й Зачатьевский переулок, 3; в 1909 – Скобелевская площадь, дом Варгина; в 1910–22 – собственный дом на Новинском бульваре, 113 (ныне № 25, дом-музей; мемориальная доска и мраморный бюст работы скульптора А.Е. Елецкого).

В мамонтовской опере выдвинулся и расцвел талант гениального русского певца и артиста Ф. И. Шаляпина (1873-1938). Артист обладал изумительным даром сценического перевоплощения, он настолько сливался с образом, что зритель забывал о театре. Когда артиста привели к М. Н. Ермоловой (Тверской бульв., 11), которая восхищалась им в роли Мефистофеля, «она даже воскликнула: «Как... это Шаляпин?» - так непохож был вошедший на сатанинский образ Мефистофеля, яркий и до жути проникнутый гетевской иронией...». После долгих и трудных скитаний по провинциальным сценам двадцатидвухлетний юноша был принят в 1895 г. в петербургский Мариинский театр. Но театральные чиновники не были способны оценить его дарование, ролей Шаляпин почти не получал, в спектаклях участвовал редко. Осенью 1896 г. Шаляпин согласился на приглашение С. И. Мамонтова перейти в его театр. Он вспоминает: «С. И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу». Все это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия». В мамонтовской опере Шаляпин пел партии Сусанина, Бориса Годунова, Мефистофеля («Фауст»), Грозного («Псковитянка»), Досифея («Хованщи­на»), Сальери («Моцарт и Сальери»), которые принесли ему мировую славу. В 1897-1898 гг. Шаляпин жил в доме № 36 на Долгоруковской ул. , откуда переехал в дом по Большому Чернышевскому переулку (Вознесенский пер., 9). Осенью 1899 г. актер перешел в Большой театр. В. А. Теляковский, бывш. тогда управляющим московской Конторой императорских театров, рассказывает, что у Шаляпина была «необыкновенная музыкальная память, и знакомство не только со своей партией, но и со всеми другими партиями оперы прямо были поразительны. Обращался ли Шаляпин к артистам, обращался ли он к хору или оркестру - все было так понятно, последовательно и логично, все казалось столь простым и естественным, что спрашивал себя невольно - да отчего же другие это не могут понимать и исполняют иначе?! Вот где виден настоящий толкователь произведения!». По словам Теляковского, «настоящему артисту было совестно и неловко плохо играть или петь при Шаляпине, мне было совестно плохо обставлять оперу, в которой он участвовал, то же самое испытывали и художник, и костюмер, и парикмахер, и хор, и оркестр, и рабочие сцены... И балет танцевал в его присутствии старательней и лучше, и даже капельдинер неохотно впускал запоздавшего зрителя, потому что: «Сегодня поет Шаляпин». В нач. 1900-х певец поселился в доме № 24 по Леонтьевскому переулку, где жил до конца 1904 г. В эти годы он сблизился с А. Горьким. «Этот человек - скромно говоря - гений... - писал о нем Алексей Максимович. - Умный от природы, он в общественном смысле пока еще - младенец, хотя и слишком развит для певца. И это слишком - позволяет ему творить чудеса. Какой он Мефисто­фель! Какой князь Галицкий! Но - все это не столь важно по сравнению с его концертом. Я просил его петь в пользу нашего народного театра... это было нечто необычайное, никогда ничего подобного я не испытывал... Огромная, славная фигура! И - свой человек». Годы дружбы с А. М. Горьким были лучшими и плодотворнейшими в жизни артиста. Он делился с писателем своими замыслами, чутко прислушивался к его советам. Н. Д. Телешов вспоминает об одном из вечеров, состоявшихся у него в 1904 г.: «Приехал в Москву Горький и собирается ко мне; обещал приехать Шаляпин... Шаляпин, как только вошел, сейчас же заявил нам полушутливо: «Братцы, петь хочется!» Он позвонил по телефону и вызвал Сергея Васильевича Рахманинова... началось нечто удивительное... Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении - это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов». Революционные события 1905 г. захватили Шаляпина. 26 ноября в Большом театре он демонстративно спел «Дубинушку». На следующий день управляющий московской Конторой императорских театров Н. К. фон Бооль возмущенно писал в Петербург: «Припевы подхватили в зале очень дружно и даже стройно. Верхи ликовали, но из лож некоторые вышли... как же позволить себе делать это в императорском театре?.. Неужели это ему сойдет?». Аналогичное выступление Шаляпина в ресторане «Метрополь» на Театральной площади, 2/4, описано А. М. Горьким в «Климе Самгине»: «Все стояли, глядя в угол, там возвышался большой человек и пел, покрывая нестройный рев сотни людей... из угла, от большого человека плыли над их головами гремящие слова:

На цар-ря, на господ

Он поднимет с р-размаха дубину!

...Артиста этого он (Клим Самгин) видел на сцене театра в царских одеждах трагического царя Бориса, видел его безумным и страшным Олоферном, ужаснейшим царем Иваном Грозным... видел гибким Мефистофелем, пламенным сарказмом над людьми, над жизнью... Видел его Самгин в концертах, во фраке - фрак казался всегда чужой одеждой, какой-то принижающей эту мощную фигуру с ее лицом умного мужика... Он пел и - вырастал. Теперь он разгримировался до самой глубокой сути своей души, и эта суть - месть царю, господам, рычащая, беспощадная месть...». В 1905-1907 гг. Шаляпин жил в доме № 3 по 3-му Зачатьевскому переулку. Здесь у него бывали А. М. Горький, С. В. Рахманинов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, В. А. Серов. В эти годы артист часто выступает в Москве и Петербурге, много гастролирует за границей, утверждая славу русского оперного искусства. Ценным мемориальным памятником является этот дом, который с 1910 г. принадлежал артисту. Здесь собирались А. М. Горький, А. И. Куприн и Л. Н. Андреев, играл С. В. Рахманинов, бывали М. Н. Ермолова, А. М. и В. М. Васнецовы, А. Я. Головин, К. А. Коровин, В. Д. Поленов, В. А. Серов.
Творчество Шаляпина выросло на народной основе. «Такие люди, каков он, - писал А. М. Горький, - являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни.., чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она - внутри, в глубине своей - талантлива и крупна, обаятельна...». Дом на Новинском бульваре Федор Шаляпин купил в 1910 году. Это был первый собственный дом певца – до этого он снимал квартиры в разных местах Москвы. Заботы о ремонте здания взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий