среда, 8 апреля 2020 г.

Грибоедов Александр

Грибоедов Александр (1790–1829) – писатель и дипломат. Из старого дворянского рода. Родился в Москве. Учился на словесном, юридическом и физико-математическом отделениях МГУ. После войны 1812 года жил в Петербурге, разочаровавшись в Москве, устав от нее: «В Москве все не по мне: праздность, роскошь, не сопряженная ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему». Однако после службы в Персии снова приехал в 1823 году в Москву и жил на квартире друга С. Бегичева (Мясницкая улица, дом 42), где написал комедию «Горе от ума». В 1825 году уехал на Кавказ и возвращался оттуда в Москву только затем, чтобы давать показания по делу о декабристах. Убит случайно мусульманами во время их нападения на русское посольство в Тегеране.

В Москве жил на ул.  Остоженка, 34 (родился); Новинском бульваре, 17 (провел детство и юность); Мясницкой ул. , 42 (в 1823–1825 годах); Староконюшенном переулке, 4 (приезжал с Кавказа после 1825 года) и ул.  Большая Дмитровка, 15 (приезжал с Кавказа после 1825 года, не сохранился).

Детские и юношеские годы Грибоедов провел в доме матери по Новинскому бульвару, 17. В 1803 г. был определен в Московский Благородный университетский пансион (не сохранился; Тверская улица, 7, на месте современного Центрального телеграфа). В 1806 г. поступил на словесное отделение Московского университета; в 1810 г. окончил также и юридическое отделение; затем учился на физико-математическом отделении; в 1812 г. ушел добровольцем в армию (корнет Московского гусарского полка, адъютант генерала от кавалерии А. Кологривова); после окончания войны жил в Петербурге. С августа 1818 г. снова в Москве, затем отправился в составе русской дипломатической миссии в Иран. После 5 лет пребывания в Иране и на Кавказе Грибоедов в конце марта 1823 г., получив отпуск, приехал в Москву, остановился у своего друга С. Бегичева (Мясницкая улица, 42). Привезя с собой два акта комедии «Горе уму. Комедия в стихах» (известной впоследствии под названием «Горе от ума»), Грибоедов продолжал работу над этим произведением. Действие комедии происходит в Москве; характеры, типы, речь и суждения персонажей комедии настолько воспроизводят атмосферу и быт дворянской Москвы 1820-х гг., что вызвали к жизни понятие «Грибоедовская Москва», сделали нарицательными имена многих героев (Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов и др.), в национальный словесный оборот вошло немало специфических выражений и сентенций, в том числе с московской топикой (например, «А все Кузнецкий мост и вечные французы! Отсюда моды к нам, и авторы, и музы, любители карманов и сердец...»). В уста персонажей автор вложил и суждения о Москве и нравах тогдашнего столичного бомонда (внеся в комедию мотив противопоставления «барской», консервативной Москвы и более динамичного, прогрессивного Петербурга). Первая постановка «Горя от ума» состоялась в Москве 27 ноября 1831 г. В начале 1826 г. по дороге в Петербург, куда Грибоедова доставляли с Кавказа по следствию о деле декабристов, он останавливался в Москве на неск. часов в доме Д. Бегичева – брата С. Бегичева (Староконюшенный переулок, 4). Последний раз Грибоедов посетил Москву проездом, отправляясь полномочным послом России в Иран. Остановился в доме С. Бегичева (Большая Дмитровка, 15; дом перестроен). Среди московских знакомых и друзей Грибоедова – П. Вяземский, В. Одоевский, А. Алябьев, А. Верстовский.

Именем Грибоедова в 1960–93 гг. называлась улица в Москве (Малый Харитоньевский переулок); его имя присвоено двум московским библ.м: № 46 (Сущевский вал, 66) и № 88 (Большая Переяславская, 21). В начале Чистопрудного бул. в 1959 поставлен памятник Грибоедову (скульпторы А. Мануйлов и А. Заварзин).

Творчество:

Комедия «Горе от ума». 

Мировоззрение:

Рационалист-просветитель, который факт. не касается христианства. В то же время в «Горе от ума» он ясно показал тщетность и суетность стремления к сокровищам на земле, к которым стремились все герои комедии, потому что они все были материалистами и искали лишь земного («и награжденья брать, и весело пожить»). Они имели полное раболепие перед вышестоящими по «Табели о рангах» и презрение к низшим себя. Поэтому – формализм и недобросовестность в исполнении своих служебных обязанностей. Важны родственные связи (кумовство). И чтобы ничего не менялось – так и жить в этом мире пороков и довольства – поэтому надо пресекать всякую ученость и вольнодумство силой (полицейскими). В этом горе Чацкого (от чего он страдает) – у него другая система ценностей (он – гуманист, но и тоже материалист) и его «фамусовское общество» не принимало. Но и они были умны, но у них была своя система ценностей и их ум считал ум и суждения Чацкого безумием. А в итоге – оба сознания были нерелигиозными, безбожными по сути и опирались на свои (а не на высшие, божественные, абсолютные и объективные) критерии истины. Отсюда и непонимания – каждый мыслил, исходя из своих эгоистических умозаключений и шкалы ценностей. Вот и получается – горе от бессилия ума что-либо изменить в этом мире, кому-то что-то свое доказать. Одной логике всегда будет противостоять другая (не менее логичная) – и все это чисто на рациональном уровне. И каждый будет прав по-своему, будет считать себя умнее другого и останется на своих позициях (горе – от ума). А к Богу и вере герои не обращаются. Отсюда – и безвыходность. Выход же – только в отвержении абсолютизации сокровищ на земле, жизни ради земных интересов, т. е. в обращении к Богу и Его правде. Разум, даже просвещенный и даже готовый воззвать к совести и опереться на нравственные критерии, в бездуховном пространстве все равно ограничен и будет страдать от бессилия что-либо изменить в этом мире. Потому что пороки, заложенные в человеческой природе, очень глубоки, и они будут лишь видоизменяться и приспосабливаться к изменяющимся внешним обстоятельствам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий