пятница, 3 апреля 2020 г.

Чехов Антон

Антон Чехов (17 января 1860 – 1904) – писатель, классик мировой литературы, врач, почетный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900–1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал ок. 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьезных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного чел.а», «Мужики» (1897), «Чел. в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

17 (29) января 1860 года в на Полицейской ул. Таганрога в семье Павла Чехова родился третий ребенок – Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства». Обучение Чехова нач. в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (осн. в 1806 году как коммерческая, с 1866 года – классическая). В гимназии формировалось его ви́дение мира, любовь к книгам, знаниям и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, осн.ный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актерами и актрисами. Антон принимал участие в домашних спектаклях своего гимназического товарища Андрея Дросси. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учебы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития ее духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и его учитель математики Эдмунд Дзержинский – отец будущего первого председателя ВЧК. В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. В том же году брат Антона Иван получил место учителя в подм. городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приеме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского: Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей. 24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески – «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Чел. без селезенки» или их вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886–1893) и с «Русскими ведомостями» (1893–1899). В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 году вышел сборник его рассказов – «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»). 1885–86 годы – период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» – автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что он и останется в этом жанре; но весной 1886 года он получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». «Голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для труда обдуманного (…) Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам», – писал Григорович. Впоследствии к советам Григоровича присоединились Алексей Суворин, Виктор Билибин и Алексей Плещеев. Чехов прислушался к этим советам. С 1887 года он все меньше сотрудничал с юмористическими журналами; было прервано сотрудничество с «Будильником». Его рассказы становились все длиннее и серьезнее. О важных изменениях, происходивших тогда с Чеховым, говорит еще и появившееся желание путешествовать. В том же, 1887 году он отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведенной там молодости и дала ему материал для «Степи», первого его произведения в толстом журнале – «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлек большое внимание критики, гораздо большее, чем к какому-либо предыдущему произведению Чехова. Осенью 1887 года в письмах Чехова появились упоминания о работе над романом «в 1500 строк». Она продолжалась до 1889 года, когда Чехов, тяготившийся работой такого большого размера, након. отказался от своего замысла. «Я рад,– писал он в январе Суворину,– что 2–3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался … Кроме изобилия материала и таланта, нужно еще кое-что не менее важное. Нужна возмужалость – это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно». Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте. Но несмотря на недовольство Чехова собой, его слава росла. После выхода «Степи» и «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7(19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник – «В сумерках». В соответствующем постановлении академической комиссии было написано, что «рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе». В конце 1880-х годов в манере Чехова появилась особенность, которую одни современники считали преимуществом, другие недостатком, – нарочитая бесстрастность описания, подчеркнутое отсутствие авторской оценки. Особенно этой чертой выделяются «Спать хочется», «Бабы» и «Княгиня». Решение поехать именно на Сахалин было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года, после обсуждения этого намерения с артисткой К. А. Каратыгиной, путешествовавшей по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Но Чехов долго скрывал это намерение даже от самых близких; сообщив о нем Каратыгиной, он попросил держать это в тайне. Раскрыл он эту тайну только в январе 1890-го, и естественно, это произвело большое впечатление на общество. Усиливалось это впечатление еще и «внезапностью» принятого решения, ведь уже весной 1890-го Чехов отправился в путешествие. Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединенных под общим названием «Из Сибири». На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За неск. месяцев пребывания на нем Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провел настоящую перепись населения Сахалина, собрав неск. тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключенными, но он нарушал этот запрет. Возвращался Чехов с Сахалина морским путем, на пароходе Доброфлота «Петербург». Во Владивостоке, где пароход стоял с 14 (26) по 19 (31) октября, Чехов работал в библиотеке Общества изучения Амурского края, собирая дополнительные материалы для книги о Сахалине. Далее – Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса. Након., 7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Что касается художественного творчества, путешествие на Сахалин, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения. В 2005 году на Сахалине впервые в России опубликованы в одном издании «Быть может, пригодятся и мои цифры…» материалы сахалинской переписи А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10 тысяч опросных карт, заполненных респондентами Чехова во время его путешествия на остров Сахалин в 1890 году. С 1890 по 1895 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэт.ном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актерами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохр. до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подм. имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулез, для поправления здоровья, постоянно живет в своем доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 года МХТ (Станиславского). В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почетных академиков. В 1902 г. Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики. В истории болезни Чехова, которую вел в клинике лечащий врач писателя Максим Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел туберкулезным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал еще в 10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого легкого. Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин – была распутица и ехать пришлось тысячи килом на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулезного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время. Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

В Москве:

Тесно связаны с Москвой жизнь и творчество А. П. Чехова (1860-1904). По свидетельству писателя С. Я. Елпатьевского, Москва «была для него воистину обетованного землей, в которой сосредоточивалось все то, что было в России самого хорошего, приятного, милого для Чехова». В Москву стремится Нина Заречная в «Чайке», о Москве мечтают три сестры в одноименной пьесе. Герои чеховской повести «Три года» «родились в Москве и обожали ее... они были убеждены, что Москва - замечательный город, а Россия - замечательная страна». Сам Чехов писал: «Я ужасно полюбил Москву... Я навсегда москвич». Он утверждал: «Мне нужно жить в Москве... нужно видеть и наблюдать жизнь...». В 1876 г. семья будущего писателя переехала из Таганрога в Москву, а сам он остался в родном городе оканчивать гимназию. В марте 1877 г. Чехов приехал повидать родных, живших во владении № 29 по Даеву переулку. М. П. Чехова сообщила автору этой книги в 1945 г.: «Во дворе находился старенький деревянный флигель из двух квартир, в одной из них в трех маленьких комнатках жила наша семья. Позади этого флигеля был чудесный старинный сад с тургеневской беседкой. Неск. лет назад я из любопытства, ради воспоминаний, посетила это место, но увы - кроме хозяйского дома ничего не нашла... Вот в эту самую квартиру... и приехал на пасху соскучившийся по семье наш таганрогский гимназист А. П. Чехов». По словам брата писателя, «Москва произвела на него ошеломляющее впечатление». В августе 1879 г. Чехов переехал в Москву и поступил в университет. Семья его жила в подвальном эт. дома № 36 на Трубной ул., а в сентябре переехала во 2-й эт. дома № 23 на той же ул.. «С этой квартиры началась литературная деятельность Антона, - рассказывает его брат. - ...В марте 1880 года, в № 10 «Стрекозы» появилось в печати первое произведение Антона Чехова, и с тех пор началась его непрерывная литературная деятельность. Произведение это называлось в рукописи «Письмо к ученому соседу» и составляло собою в письменной форме тот материал, с которым он выступал по вечерам у нас в семье, когда приходили гости». Вскоре Чеховы поселились на той же ул. во владении Внукова, которому принадлежали дома № 26 (не сохр.) и № 28. Впечатления этого времени отразились в ряде рассказов писателя. Соболев (Б. Головин) переулок описан им в рассказе «Припадок», а Трубный рынок, где по воскресеньям продавали птиц, охотничьих собак, рыб для аквариумов, изображен в очерке «В Москве на Трубе». С 1881 г. до начала октября 1885 г. Чеховы жили в Малом Головиной переулке, в доме № 3 (не сохр.). Вспоминая встречи с Чеховым, В. А. Гиляровский пишет: «Веселые это были вечера! ...все было проникнуто какой-то особой теплотой, сердечностью и радушием». На этой квартире в октябре 1883 г. Чехова посетил Н. С. Лесков и подарил ему свои книги. В октябре 1885 г. Чеховы поселились на Большой Якиманке, в доме № 50 (не сохр.). Эта квартира оказалась настолько сырой и холодной, что уже в декабре они переехали в дом № 45 напротив. 2-й эт. здесь занимал кухмистер, сдававший помещение под купеческие свадьбы, балы и поминки. Все это дало писателю материал для рассказа «Свадьба» (1887 г.) и пьесы «Свадьба» (1889 г.). В этом доме Чехов в марте 1886 г. получил известное письмо Д. В. Григоровича, который с похвалой отзывался о произведениях молодого писателя и призывал его не разменивать свой талант на журнальную работу. Это письмо, отвечал Чехов, «поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе...». С сентября 1886 г. до своего отъезда на Сахалин (21 ап­реля 1890 г.) Чехов жил на Садовой-Кудринской ул., в доме № 6. Это были годы становления таланта писателя. Здесь им были написаны «Степь» и «Скучная история», пьесы «Иванов», «Медведь», «Предложение», «Леший», впоследствии переделанный в «Дядю Ваню». В этом доме Чехова посещали В. А. Гиляровский, Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, И. И. Левитан, А. П. Ленский, В. И. Немирович-Данченко, А. Н. Плещеев, П. И. Чайковский, А. И. Южин и другие. Сейчас здесь Дом-музей А. П. Чехова. Вернувшись в начале декабря 1890 г. с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома № 29 по Малой Дмитровке. Поездка по «каторжному острову», во время которой он «видел все, кроме смертной казни», оказала на Чехова огромное воздействие. В октябре 1891 г. он пишет: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни». Чтобы быть ближе к жизни народа, Чехов покупает скромное подмосковное имение Мелихово (ныне Музей-усадьба А. П. Чехова, в 13 километрах от станции Лопасня, Московско-Курско-Донбасской железной дороги) и поселяется здесь в начале марта 1892 г. И в мелиховский период своей жизни (1892-1899 гг.) Чехов был крепко связан с Москвой. Т. Л. Щепкина-Куперник вспоминает, что в Москве «он останавливался всегда в «Большой Московской гостинице», напротив Иверской (там у него был свой излюбленный номер) и давал знать о своем приезде. С быстротой беспроволочного телеграфа разносилась весть: «А. П. приехал!» - и дорогого гостя начинали чествовать». Писатель часто встречался с московскими литераторами в ресторане «Эрмитаж». 22 марта 1897 г. здесь во время обеда у Чехова открылось настолько сильное легочное кровоизлияние, что его пришлось отвезти к одному из знакомых в «Славянский базар». 25 марта Чехов был помещен в клинику А. А. Остроумова на Большой Царицинской (Б. Пироговская ул., 2), где пробыл до 10 апреля. 28 марта писателя навестил в больнице Л. Н. Толстой. Вскоре из-за обострившейся болезни Чехов был вынужден переехать на юг. Отныне он в Москве гость, хотя и не редкий. Приехав из Ялты 12 апреля 1899 г., Чехов остановился у родных (М. Дмитровка, 12), а через неск. дней пере­ехал в дом № 11 (надстроен) на той же ул.. 22 апреля в этом доме у него был Л. Н. Толстой. Вспоминая об этом вре­мени, К. С. Станиславский пишет: «Здесь часто и долго сижи­вал покойный художник Левитан, поэт Бунин, Вл. И. Немирович-Данченко, артист нашего театра Вишневский, Суллержицкий и многие другие». Художественный театр решил показать любимому автору постановку «Чайки». Писатель еще не видел этот спектакль, принесший славу молодому театру. Был снят на один день (1 мая) театр «Парадиз» (Б. Никитская ул., 19, дом надстроен). «Там и был объявлен театр без публики... - рассказы­вает К. С. Станиславский. - Обстановка грязного, пустого, неосвещенного и сырого театра, с вывезенной мебелью, казалось бы, не могла настроить актеров и их единственного зри­теля. Тем не менее спектакль доставил удовольствие Антону Павловичу». В мае 1900 г. Чехов прожил неск. дней в гостинице «Славянский базар». В конце октября он опять приехал в Москву и пробыл до 11 декабря. Остановился он в гостинице «Дрезден». Однако, как сообщал сам писатель, «...в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова» (№ 11, надстроен). В этот свой приезд Чехов часто встречался с А. М. Горьким и К. С. Станиславским. В «Дрездене» писатель вторично остановился в мае 1901 г. С 17 сентября по 26 октября 1901 г. Чехов жил во флигеле (не сохр.) владения № 14-16 на Спиридоновке. В следующие приезды (с конца мая до 14 августа 1902 г., с перерывами, и с 14 октября по 27 ноября 1902 г.) писатель останавливался в доме № 2 по Звонарскому переулку. Здесь у него бывали А. М. Горький, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Ф. Комиссаржевская, И. А. Бунин, С. Г. Скиталец, В. А. Гиляровский и артисты Художественного театра. Приехав в Москву 24 апреля 1903 г., Чехов поселился на новой квартире (Петровка, 19). Отсюда в конце мая он уехал на дачу под Наро-Фоминск, где пробыл до начала июля. 4 декабря писатель снова вернулся из Ялты и прожил в Москве до 15 февраля 1904 г. Это время совпало с 25-летием литературной деятельности Чехова. По инициативе Художественного театра на премьере «Вишневого сада» (17 января) было организовано торжественное чествование писателя. С приветствиями выступали представители литературных организаций, театров и редакций, зачитывались телеграммы, поступившие со всех концов страны. Этот вечер, рассказывает В. И. Немирович-Данченко, «действительно, носил характер необычайной любви к поэту-драматургу, необычайной трогательности, необычайного внимания, необычайной торжественности». Дом № 24 в Леонтьевском переулке связан с последним пребыванием Чехова в Москве. Здесь он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 г. Посетивший больного писателя Н. Д. Телешов вспоминает: «...то, что я увидал, превосходило все мои ожидания, самые мрачные... Сомневаться в том, что мы видимся в последний раз, не приходилось... Я боялся заговорить в эти минуты полным голосом... Нужна была какая-то нежная тишина, нужно было с открытой душой принять те немногие слова, которые были, несомненно, для меня последними и исходили от чистого и прекрасного - чеховского сердца».

Комментариев нет:

Отправить комментарий