Веневитинов Дмитрий (1805–1827) – поэт и лит. критик. Происходил из дворян. Родился в Москве в Кривоколенном переулке. Сын прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка Владимира и Анны (урожденной Оболенской), о которой современники отзывались как об умной и образованной женщине. Брат сенатора Алексея Веневитинова. Рано потерял отца. Получил домашнее образование: хорошо знал французскую, греческую, древнеримскую литературу и немецкую философию. Обладал способностями к живописи и музыкальным талантом. С 17 лет посещал Московский университет. С 1825 года служил в московском архиве Коллегии иностранных дел. С этого же времени стал заниматься философией. Из единомышленников появилось небольшое литературное общество, благодаря которому в 1827 году в свет вышел литературно-философский журнал «Московский вестник». Ему же принадлежат переводы Вергилия, Гете, он автор многих стихов. Выступал и как литературный критик. В кон. 1826 года переехал в Петербург, где поступил на службу в Азиатский департамент канцелярии иностранных дел. Женат не был, но известна его любовь к княгине Зинаиде Волконской. Весной 1827 года Ланские, у которых Веневитинов жил в Петербурге, давали бал. Поэт, разгоряченный танцами, неосторожно вышел легко одетым на ул.. Результатом явилась тяжелейшая простуда, приведшая к смерти. Погребен в Симоновском монастыре Москвы, в 1930-е годы прах был перенесен на кладбище Новодевичьего монастыря.
Московский дом Веневитиновых находился в самом центре города, вблизи Мясницкой ул., на первом изломе Кривоколенного пер. (ныне Кривоколенный пер., 4). Построенный в 1760-х гг., он был приобретен отцом поэта, гвардии прапорщиком В.П. Веневитиновым (1803). Веневитинов рано потерял отца и был воспитан матерью Анной Николаевной (урожденная княжна Оболенская; 1782–1841). В 1822 записался вольнослушателем в Московский университет, где посещал курсы лекций А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, Х.И. Лодера, М.Г. Павлова. В 1823 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел (Колпачный пер., 9). Тогда же примкнул к литературно-философскому кружку «Общество любомудрия», членами которого уже состояли многие его друзья и сослуживцы (В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев), и вскоре стал его бессменным секретарем. Увлечение Веневитинова немецкой философией в значительной степени способствовало философской ориентации кружка, прекратившего свое существование после восстания декабристов (1825). Уже первое выступление в печати – критический разбор первой главы «Евгения Онегина» – принесло Веневитинову известность. В сентябре 1826 после возвращения из ссылки А.С. Пушкин возобновил знакомство с Веневитиновым, который приходился ему четвероюродным братом и вместе с которым посещал популярные в 1800-х гг. в Москве детские праздники, устраивавшиеся в «доме-комоде» князей Трубецких (ул. Покровка, 12; дом Апраксиных–Трубецких). 25 сентября и 16 октября 1826 Пушкин читал у Веневитиновых «Бориса Годунова», а 13 октября присутствовал у них на чтении «Ермака» А.С. Хомяковым. Веневитинов активно содействовал сближению Пушкина с молодыми московскими литераторами и привлечению его к сотрудничеству в журнале М.П. Погодина «Московский вестник», одним из наиболее деятельных участников которого был он сам. В 1824–26 Веневитинов – постоянный посетитель литературных и музыкальных вечеров в салоне З.А. Волконской (Тверская, 14), глубокое и неразделенное чувство к которой явилось одной из причин отъезда Веневитинова из Москвы в Петербург в октябре 1826. Сформировавшийся в московской литературной среде Веневитинов ощущал себя и воспринимался современниками как писатель московской школы. Похоронен в Москве, в Симоновом монастыре; в 1930 его прах перенесен в Новодевичий монастырь.
В Москве:
Московский дом Веневитиновых находился в самом центре города, вблизи Мясницкой ул., на первом изломе Кривоколенного пер. (ныне Кривоколенный пер., 4). Построенный в 1760-х гг., он был приобретен отцом поэта, гвардии прапорщиком В.П. Веневитиновым (1803). Веневитинов рано потерял отца и был воспитан матерью Анной Николаевной (урожденная княжна Оболенская; 1782–1841). В 1822 записался вольнослушателем в Московский университет, где посещал курсы лекций А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, Х.И. Лодера, М.Г. Павлова. В 1823 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел (Колпачный пер., 9). Тогда же примкнул к литературно-философскому кружку «Общество любомудрия», членами которого уже состояли многие его друзья и сослуживцы (В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев), и вскоре стал его бессменным секретарем. Увлечение Веневитинова немецкой философией в значительной степени способствовало философской ориентации кружка, прекратившего свое существование после восстания декабристов (1825). Уже первое выступление в печати – критический разбор первой главы «Евгения Онегина» – принесло Веневитинову известность. В сентябре 1826 после возвращения из ссылки А.С. Пушкин возобновил знакомство с Веневитиновым, который приходился ему четвероюродным братом и вместе с которым посещал популярные в 1800-х гг. в Москве детские праздники, устраивавшиеся в «доме-комоде» князей Трубецких (ул. Покровка, 12; дом Апраксиных–Трубецких). 25 сентября и 16 октября 1826 Пушкин читал у Веневитиновых «Бориса Годунова», а 13 октября присутствовал у них на чтении «Ермака» А.С. Хомяковым. Веневитинов активно содействовал сближению Пушкина с молодыми московскими литераторами и привлечению его к сотрудничеству в журнале М.П. Погодина «Московский вестник», одним из наиболее деятельных участников которого был он сам. В 1824–26 Веневитинов – постоянный посетитель литературных и музыкальных вечеров в салоне З.А. Волконской (Тверская, 14), глубокое и неразделенное чувство к которой явилось одной из причин отъезда Веневитинова из Москвы в Петербург в октябре 1826. Сформировавшийся в московской литературной среде Веневитинов ощущал себя и воспринимался современниками как писатель московской школы. Похоронен в Москве, в Симоновом монастыре; в 1930 его прах перенесен в Новодевичий монастырь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий