пятница, 17 апреля 2020 г.

Сухово-Кобылин Александр

Сухово-Кобылин Александр (1817 – 1903) – драматург, академик Петербургской АН. Родился в Москве в старой дворянской семье. Окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета (1838), изучал философию в Гейдельберге и Берлине. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы, француженки Луизы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался, дело было прекращено из-за отсутствия каких-либо доказательств его вины. Тем не менее С.-К. во время следствия должен был откупаться от вымогателей-чиновников, и до конца жизни светская молва приписывала ему преступление. Непричастность С.-К. к убийству была доказана советскими исследователями, изучившими судебные архивы.

Творчество:

В 1852–54 написана первая комедия С.-К. «Свадьба Кречинского» (постановко Малого театра, 1855, опубликована 1856), посвященная моральной деградации русского дворянства. Образы Кречинского и Расплюева – замечательные создания комедиографа. Кречинский – типичная фигура прожигателя жизни, циничного и наглого игрока, Расплюев – его непременный спутник, прихлебатель, олицетворение беззастенчивости порока, «благодушия зла». Сатирическая драма «Дело» (опубликована 1869, поставлена 1882), долгое время находившаяся под цензурным запретом, обличала бюрократическую систему самодержавия, от министра до писаря. В этой пьесе были воспроизведены многие подробности судебного процесса самого С.-К. Центральные фигуры «Дела»: чиновник Варравин – опытный, жестокий и беспощадный, уверенный в себе вымогатель; Тарелкин – менее искусный, но более агрессивный, жадный и бесстыдный в своем хищничестве взяточник. Положительный герой драмы, «частное лицо», честный дворянин Муромский погибает под натиском целой «армии чиновников», изображенной в драме. В 1869 С.-К. завершил комедию «Смерть Тарелкина» и опубликовал 3 свои пьесы в виде драматической трилогии под названием «Картины прошедшего». После завершения трилогии С.-К. отдался занятиям философией. Каждая из пьес С.-К. являет собой новую жанровую систему: «Свадьба Кречинского» – сатирическая комедия; «Дело» – сатирическая драма; «Смерть Тарелкина» – сатирический фарс, гротескный и фантасмагорический. Это – первая в русской драматургии пьеса, где объектом сатирического обличения стала главная опора государства – полиция, где изображены картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. «Дело» и «Смерть Тарелкина» долго не допускались на сцену, и полный текст этих пьес прозвучал с подмостков театра только после 1917. Драматические произведения С.-К. ставились виднейшими советскими режиссерами с участием крупнейших советских актеров; пост. «Свадьбы Кречинского» и «Дела» были экранизированы.

В Москве:

В значительной мере связана с Москвой жизнь драматурга А. В. Сухово-Кобылина (1817-1903). Его отец, ветеран Отечественной войны 1812 г., полковник в отставке, с начала 1800-х до конца 1830-х годов владел домом № 17 по Большому Харитоньевскому переулку. Семья Сухово-Кобылиных была одной из культурнейших в Москве. У них бывали М. А. Максимович, Н. И. Надеждин, С. Е. Ранч, профессора Московского университета. В нач. 1840-х годов Сухово-Кобылины жили в Большом Кисловском переулке, 4, (дом не сохранился), а затем на углу Тверской ул. и Брюсовского переулка, дом № 21, (перестроен и передвинут). В конце 1840-х годов драматург приобрел дом № 9 на Страстном бульваре. В ноябре 1850 г. при загадочных обстоятельствах была убита француженка Л. Симон-Деманш, возлюбленная писателя. Следствие усиленно стремилось доказать виновность Сухово-Кобылина, хотя «есть неясность и невероятность в показании сознавшихся убийц, не совсем достоверно самое следствие» как отмечал в своих записках сенатор К. Н. Лебедев, послуживший писателю прототипом Тарелкина. Некоторые детали и подробности дела послужили Сухово-Кобылину материалом для его пьес. Так, например, в «Деле» фигурирует взятка в 30 тысяч рублей. По свидетельству современника, именно такую сумму требовали у Сухово-Кобылина за снятие обвинения. В предисловии к этой пьесе драматург писал, что она «есть в полной действительности сущее из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело». Арестованный Сухово-Кобылин пробыл несколько месяцев в заключении в Тверской части (здание ее находилось на месте сквера на Советской пл.). Здесь, по словам драматурга, он «написал лучшие сцены «Кречинского»«. Трилогия Сухово-Кобылина - «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» отличалась большой обличительной силой. Если «Свадьба Кречинского» в 1855 г. с огромным успехом была поставлена в Малом театре, то «Дело» и «Смерть Тарелкина» смогли увидеть сцену лишь через несколько десятилетий. В конце своей жизни Сухово-Кобылин с горечью писал: «...прожить 75 лет на свете и не успеть пронести трех пьес на сцену! Какой ужас: надеть пожизненный намордник на человека, которому дана способность говорить!.. Кто может утверждать, что я... не написал бы пять, шесть и десять пьес и доставил бы себе честь, дирекции - деньги, родине развлечение, а может быть - урок?.. «Дело», пролежавшее с намордником в объятиях цензуры 20 лет... Скажите мне, старику: что тут делать?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий