Расположение:
Улица
проходит по Даниловскому (ЮАО) и Южнопортовому (ЮВАО) районам от
улицы Симоновский Вал до улицы Сайкина, окружной железной дороги и Третьего
Транспортного кольца.
Недалеко – метро «Автозаводская» и Москва-река.
Описание:
Улица с
двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении и
выделенные крайние полосы для движения автобусов и троллейбусов). Тротуары – с
2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и
проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.
История:
Улица
названа в 1930-е годы по находившемуся здесь велосипедному
заводу (ныне территория ЦНИИ «Комета»).
В конце
1950-х годов в состав улицы вошла часть бывшей улицы Симоновослободский Вал.
Нежилые объекты:
• Больница № 13 (№ 1/1 с несколькими корпусами, поликлиникой и пр.; с 1940 года).
• Офисное здание (№ 2а).
• Ресторан «Ночное рандеву» (№ 2б). Построен в 1999 году.
Скоро снесут в соответствии с постановлением Правительства Москвы 22.08.2017 года.
• Компания «Алгоритм» (№ 4). Программное обеспечение: продажа, разработка.
Бывшее СНПО "Алгоритм" ВМФ СССР, а до этого – школа.
• ЦНИИ «Комета» (№ 5 с несколькими строениями; ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса России в области создания больших космических информационно-управляющих и разведывательных систем различного назначения; раньше тут был как раз велосипедный завод, по которому названа эта улица).
Предприятие основано в 1929 году как Московский велозавод, с 1941 г. – Московский мотоциклетный завод, с 1951 г. – завод № 663 МПСС (а/я 3365), с 1965 г. – Московский приборный завод «Мосприбор», с 1972 г. – в составе ЦКБ «Алмаз», с марта 1973 г. – в составе ЦНИИ «Комета», с 1979 г. – НПО «Комета» (затем ЦНПО и ЦНИИ «Комета»).
3 тематических КБ; научно-теоретическое отделение; 3 отраслевых КБ; отделения: автоматизации и документирования, научно-технологическое, метрологии и стандартизации; отделы: расчетно-конструкторский, надежности и стойкости; опытное производство; учебный центр (кафедры МИРЭА, МФТИ, аспирантура); научно-технический совет; совет по защите докторских и кандидатских диссертаций; обеспечивающие подразделения; подразделения социально-бытовой сферы (медсанчасть, физкультурно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания, гостиница и др.).
• Офисное здание (№ 2а).
• Ресторан «Ночное рандеву» (№ 2б). Построен в 1999 году.
Скоро снесут в соответствии с постановлением Правительства Москвы 22.08.2017 года.
• Компания «Алгоритм» (№ 4). Программное обеспечение: продажа, разработка.
Бывшее СНПО "Алгоритм" ВМФ СССР, а до этого – школа.
• ЦНИИ «Комета» (№ 5 с несколькими строениями; ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса России в области создания больших космических информационно-управляющих и разведывательных систем различного назначения; раньше тут был как раз велосипедный завод, по которому названа эта улица).
Предприятие основано в 1929 году как Московский велозавод, с 1941 г. – Московский мотоциклетный завод, с 1951 г. – завод № 663 МПСС (а/я 3365), с 1965 г. – Московский приборный завод «Мосприбор», с 1972 г. – в составе ЦКБ «Алмаз», с марта 1973 г. – в составе ЦНИИ «Комета», с 1979 г. – НПО «Комета» (затем ЦНПО и ЦНИИ «Комета»).
3 тематических КБ; научно-теоретическое отделение; 3 отраслевых КБ; отделения: автоматизации и документирования, научно-технологическое, метрологии и стандартизации; отделы: расчетно-конструкторский, надежности и стойкости; опытное производство; учебный центр (кафедры МИРЭА, МФТИ, аспирантура); научно-технический совет; совет по защите докторских и кандидатских диссертаций; обеспечивающие подразделения; подразделения социально-бытовой сферы (медсанчасть, физкультурно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания, гостиница и др.).
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475996088/
• Полиграфический колледж № 56 (№ 8).
Бывшая школа.
• Детский сад № 1460 (№ 9а, стр. 1).
• Велозаводский рынок (№ 13; с 1971 года). Открыт в 1971 году.
Летом 2017 закрыт на реконструкцию: здание разобрано до несущих опор.
• Гостиница «Велозаводская» (№ 13, стр. 2).
• Полиграфический колледж № 56 (№ 8).
Бывшая школа.
• Детский сад № 1460 (№ 9а, стр. 1).
• Велозаводский рынок (№ 13; с 1971 года). Открыт в 1971 году.
Летом 2017 закрыт на реконструкцию: здание разобрано до несущих опор.
• Гостиница «Велозаводская» (№ 13, стр. 2).
Жилые дома:
Общая хар-ка: 5 и 9 этажей
(1960-е годы постройки); 7 этажей (№ 3/2; бывший дом завода имени Лихачева;
конструктивизм); 6 этажей (№ 6; 1940 год постройки); 10 этажей (№ 6а; 1956 год
постройки); 6 этажей (№ 9; 1951 год постройки; здесь жил знаменитый футболист
Эдуард Стрельцов); 10-11 этажей (№ 11; 1953 год постройки); 17 этажей (2012 год
постройки).
9 этажей (№ 2). 1962 год постройки. Кирпичный.
9 этажей (№ 2, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 2, к. 2). 1961 год постройки. Панельный.
16 этажей (№ 2, к. 3). 2010 год постройки. Панельный.
7 этажей (№ 3/2; бывший дом завода имени Лихачева; конструктивизм). 1937 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнит», хозмаг, аптека и пр.
На момент постройки дома конструктивизм был уже в опале как буржуазное течение в архитектуре. Господствующим стилем стал сталинский неоклассицизм с его монументальностью и пышностью. Возможно, проект Милиниса все же был осуществлен потому, что тоже смотрелся довольно-таки монументально. Еще бы! Два его семиэтажных корпуса соединены впечатляющей аркой с колоннами. В других домах тоже устраивали арки для проезда во двор, но они были высотой этажа в три, и над ними располагались квартиры. Здесь же – ничего, огромный семиэтажный проем! На уровне второго и седьмого этажей оба корпуса дома объединены мостиками, причем верхний еще и с колоннами. Правда, непонятно, можно ли на эти мостики попасть. Окно какое-то туда выходит, а вот как насчет дверей? В советское время, впрочем, огромной арке нашли применение: ее завешивали портретами вождей.
Автор проекта дома И. Милинис был соавтором архитекторов-конструктивистов при возведении домов-коммун переходного типа на Новинском бульваре, 25, и Гоголевском бульваре, 8.
Дом на Велозаводской, формирующий квартал новой застройки между строящимся автозаводом и велозаводом, сохранил пространственную свободу и проницаемость, хотя и стоит по красным линиям генплана 1935 г.
Круглые колонны пронизывают фланги жилых секций по вертикали, оставляя проезды внизу и проемы вверху для циркуляции воздуха и ощущения нерасчленённости пространства озеленённого квартала и невысокой редкой застройки до берега Москвы-реки, где возводился спорткомплекс «Торпедо».
В сторону реки ориентированы горизонтальные пояса лоджий, объединяющих индивидуальные квартиры многосекционного дома.
Застройка 1970-х годов перекрыла эти перспективы, выгодно оттенив своей безликостью дом, развивавший достижения 1920-х годов.
6 этажей (№ 6; 1941 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – японский, украинский и итальянский рестораны и банк.
10 этажей (№ 6а; 1956 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – ресторан.
6 этажей (№ 9; 1951 год постройки; здесь жил знаменитый футболист Эдуард Стрельцов). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – продукты, парикмахерская, детский клуб, автотовары и пр.
10-11 этажей (№ 11/1; 1953 год постройки). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – библиотека № 147, универсам «Дикси», диспетчерская, ателье, парикмахерская, офисы и пр.
17 этажей (2012 год постройки).
9 этажей (№ 2). 1962 год постройки. Кирпичный.
9 этажей (№ 2, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 2, к. 2). 1961 год постройки. Панельный.
16 этажей (№ 2, к. 3). 2010 год постройки. Панельный.
7 этажей (№ 3/2; бывший дом завода имени Лихачева; конструктивизм). 1937 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнит», хозмаг, аптека и пр.
На момент постройки дома конструктивизм был уже в опале как буржуазное течение в архитектуре. Господствующим стилем стал сталинский неоклассицизм с его монументальностью и пышностью. Возможно, проект Милиниса все же был осуществлен потому, что тоже смотрелся довольно-таки монументально. Еще бы! Два его семиэтажных корпуса соединены впечатляющей аркой с колоннами. В других домах тоже устраивали арки для проезда во двор, но они были высотой этажа в три, и над ними располагались квартиры. Здесь же – ничего, огромный семиэтажный проем! На уровне второго и седьмого этажей оба корпуса дома объединены мостиками, причем верхний еще и с колоннами. Правда, непонятно, можно ли на эти мостики попасть. Окно какое-то туда выходит, а вот как насчет дверей? В советское время, впрочем, огромной арке нашли применение: ее завешивали портретами вождей.
Автор проекта дома И. Милинис был соавтором архитекторов-конструктивистов при возведении домов-коммун переходного типа на Новинском бульваре, 25, и Гоголевском бульваре, 8.
Дом на Велозаводской, формирующий квартал новой застройки между строящимся автозаводом и велозаводом, сохранил пространственную свободу и проницаемость, хотя и стоит по красным линиям генплана 1935 г.
Круглые колонны пронизывают фланги жилых секций по вертикали, оставляя проезды внизу и проемы вверху для циркуляции воздуха и ощущения нерасчленённости пространства озеленённого квартала и невысокой редкой застройки до берега Москвы-реки, где возводился спорткомплекс «Торпедо».
В сторону реки ориентированы горизонтальные пояса лоджий, объединяющих индивидуальные квартиры многосекционного дома.
Застройка 1970-х годов перекрыла эти перспективы, выгодно оттенив своей безликостью дом, развивавший достижения 1920-х годов.
6 этажей (№ 6; 1941 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – японский, украинский и итальянский рестораны и банк.
10 этажей (№ 6а; 1956 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – ресторан.
6 этажей (№ 9; 1951 год постройки; здесь жил знаменитый футболист Эдуард Стрельцов). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – продукты, парикмахерская, детский клуб, автотовары и пр.
10-11 этажей (№ 11/1; 1953 год постройки). Кирпичный. В стиле позднего сталинского ампира. На 1-м этаже – библиотека № 147, универсам «Дикси», диспетчерская, ателье, парикмахерская, офисы и пр.
17 этажей (2012 год постройки).
На некотором
протяжении улицы по одну сторону расположены дома, относящиеся к улице
Симоновский Вал, а по другую — к Велозаводской улице.
Достопримечательностей и зон отдыха нет.
Проезд:
От метро
«Автозаводская» пешком через Автозаводскую улицу.
Фото:
см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475888503/
Видео:
О велосипеде в Москве
Состояние на 7.5.2019
Андрей Плюснин
Андрей, не НПО "Ракета", а "Комета". Если уж об истории рассказывать, то хоть ошибок не делать.
ОтветитьУдалить