Алексей Бахрушин (1865–1929) – создатель крупнейшей в России коллекции по истории русского и западноевропейского театра, купец, промышленник, гласный Московской Городской Думы, почетный член Императорской Академии Наук, основатель первого театрального музея в России, носящего его имя, меценат.
Родился в семье купца Александра Бахрушина, совладельца Товарищества кожевенной и суконных мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей в Москве. Дед Алексея приехал в Москву из Зарайска в 1821 году. В Москве старший Бахрушин организовал кожевенное пр-во. Со временем семья стала заниматься еще и суконным и ткацким пр-вами. Семья Бахрушиных была известна не только большим и современным пр-вом, но и любовью к благотворительности. Братья построили больницу, роддом, дом призрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников. Учился в гимназии Креймана (ул. Петровка 25) вместе с братьями. Рассказывал сыну о шалостях, которыми он и его товарищи донимали учителей и задирали друг друга. При этом признавался, что были дураками, и сейчас он бы так не поступил. Из 7 класса гимназии А. Бахрушин ушел. В 1888 году начал работать на семейном предприятии. До 17.00 он был на производстве, а потом чаще всего посещал театр: любил оперу, балет и особенно пост. Малого театра, участвовал в любительских спектаклях. К созданию музея Алексея подтолкнуло пари, заключенное с Куприяным. Он собирал афиши, фотокарточки актеров, а затем хвастался ими перед товарищами. Алексей раздражался этим, и поспорил, что за месяц соберет коллекцию не меньше. И выиграл пари. При этом он нашел свое призвание и дело жизни. Эти находки положили начало будущему первому литературно-театральному музею в России. Алексей собирал все, что имело отношение к театру: программы, афиши, фотокарточки, костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и пр. в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. Ездил в Европу и находил там экспонаты для музея. 29 октября 1894 года музей был открыт. Всю свою коллекцию Бахрушин отдал музею бесплатно. Большую помощь в создании и ведении музейных дел оказала жена Алексея Вера Носова. Они поженились в 1895 г. спустя неск. месяцев после знакомства. Жених ей сначала не понравился. Но все вокруг советовали ей принять это предложение и говорили об Алексее только хорошо. Вера согласилась. Их брак оказался счастливым. Она полюбила мужа и его увлечение. У них родилось трое детей. Сын Юрий пошел по стопам отца и стал историком русского балета и театральным критиком.
Музей сначала помещался в подвале дома Бахрушина на Лужниковской ул. (ныне ул. Бахрушина, 31/12). Но экспонатов становилось много, так что и коридор, и буфетная, и детские были заняты экспонатами. В 1913 году дед коллекционера отдал ему соседний дом, но и он скоро был заполнен. В доме Алексея (Лужниковская ул., 31/12) собирались по субботам (так наз. бахрушинские субботы) деятели театра и искусства (М. Ермолова, В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин и др.). Член совета Русского театрального общества (1896–1924), член общества «Старая Москва» (1910–29). В 1900 году Алексей был избран гласным Московской Городской Думы. В 1901 году Дума приняла решение построить 10 народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на площади Журавлева. С 1906 года его попечителем был Алексей. Он же заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, был постоянным членом ряда научных обществ, заседал в комиссиях и комитетах по сооружению памятников, организации музеев и выставок. Алексей организовывал временные витрины, в которых размещал экспонаты, относившиеся к ожидаемым гостям-актерам. После рев. 1917 Алексей остался в России. Музей неоднократно пытались разворовать, доказывая, что музей и его попечитель классово чужды новому государству. Но А. Бахрушин сумел доказать необходимость существования музея. 1 февраля 1919 года музей перешел в состав учреждений Наркомпроса, а Алексей был назначен его директором. До конца своей жизни он боролся за сохранение музея и пополнял его коллекции. Алексей умер 7 июня 1929 года в подмосковной усадьбе Малые Горки у станции Апрелевка Московской обл. Алексею удалось сохранить музей и передать потомкам уникальную коллекцию, которая рассказывает историю русского и зарубежного театрального искусства, историю жизни актеров, посвятивших свою жизнь театру. Сейчас в музее находится более 1,5 миллиона экспонатов, работают 245 сотрудников. Кроме главного издания, у музея есть 10 ф-лов. Планируется открытие музея в Зарайске, на родине предков А. Бахрушина.
Родился в семье купца Александра Бахрушина, совладельца Товарищества кожевенной и суконных мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей в Москве. Дед Алексея приехал в Москву из Зарайска в 1821 году. В Москве старший Бахрушин организовал кожевенное пр-во. Со временем семья стала заниматься еще и суконным и ткацким пр-вами. Семья Бахрушиных была известна не только большим и современным пр-вом, но и любовью к благотворительности. Братья построили больницу, роддом, дом призрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников. Учился в гимназии Креймана (ул. Петровка 25) вместе с братьями. Рассказывал сыну о шалостях, которыми он и его товарищи донимали учителей и задирали друг друга. При этом признавался, что были дураками, и сейчас он бы так не поступил. Из 7 класса гимназии А. Бахрушин ушел. В 1888 году начал работать на семейном предприятии. До 17.00 он был на производстве, а потом чаще всего посещал театр: любил оперу, балет и особенно пост. Малого театра, участвовал в любительских спектаклях. К созданию музея Алексея подтолкнуло пари, заключенное с Куприяным. Он собирал афиши, фотокарточки актеров, а затем хвастался ими перед товарищами. Алексей раздражался этим, и поспорил, что за месяц соберет коллекцию не меньше. И выиграл пари. При этом он нашел свое призвание и дело жизни. Эти находки положили начало будущему первому литературно-театральному музею в России. Алексей собирал все, что имело отношение к театру: программы, афиши, фотокарточки, костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и пр. в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. Ездил в Европу и находил там экспонаты для музея. 29 октября 1894 года музей был открыт. Всю свою коллекцию Бахрушин отдал музею бесплатно. Большую помощь в создании и ведении музейных дел оказала жена Алексея Вера Носова. Они поженились в 1895 г. спустя неск. месяцев после знакомства. Жених ей сначала не понравился. Но все вокруг советовали ей принять это предложение и говорили об Алексее только хорошо. Вера согласилась. Их брак оказался счастливым. Она полюбила мужа и его увлечение. У них родилось трое детей. Сын Юрий пошел по стопам отца и стал историком русского балета и театральным критиком.
Музей сначала помещался в подвале дома Бахрушина на Лужниковской ул. (ныне ул. Бахрушина, 31/12). Но экспонатов становилось много, так что и коридор, и буфетная, и детские были заняты экспонатами. В 1913 году дед коллекционера отдал ему соседний дом, но и он скоро был заполнен. В доме Алексея (Лужниковская ул., 31/12) собирались по субботам (так наз. бахрушинские субботы) деятели театра и искусства (М. Ермолова, В. Немирович-Данченко, К. Станиславский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин и др.). Член совета Русского театрального общества (1896–1924), член общества «Старая Москва» (1910–29). В 1900 году Алексей был избран гласным Московской Городской Думы. В 1901 году Дума приняла решение построить 10 народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на площади Журавлева. С 1906 года его попечителем был Алексей. Он же заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, был постоянным членом ряда научных обществ, заседал в комиссиях и комитетах по сооружению памятников, организации музеев и выставок. Алексей организовывал временные витрины, в которых размещал экспонаты, относившиеся к ожидаемым гостям-актерам. После рев. 1917 Алексей остался в России. Музей неоднократно пытались разворовать, доказывая, что музей и его попечитель классово чужды новому государству. Но А. Бахрушин сумел доказать необходимость существования музея. 1 февраля 1919 года музей перешел в состав учреждений Наркомпроса, а Алексей был назначен его директором. До конца своей жизни он боролся за сохранение музея и пополнял его коллекции. Алексей умер 7 июня 1929 года в подмосковной усадьбе Малые Горки у станции Апрелевка Московской обл. Алексею удалось сохранить музей и передать потомкам уникальную коллекцию, которая рассказывает историю русского и зарубежного театрального искусства, историю жизни актеров, посвятивших свою жизнь театру. Сейчас в музее находится более 1,5 миллиона экспонатов, работают 245 сотрудников. Кроме главного издания, у музея есть 10 ф-лов. Планируется открытие музея в Зарайске, на родине предков А. Бахрушина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий