пятница, 3 апреля 2020 г.

Корин Павел

Корин Павел (1892–1967) – художник. Родился в Палехе в семье иконописца. Первым учителем живописи для Корина стал его отец. Отправленный в Москву учиться живописи, Павел помог художнику М. Нестерову в работе над росписью собора Марфо-Мариинской обители. В 1912 г. поступил в МУЖВЗ. Среди его наставников были К. Коровин и С. Малютин, однако главными учителями явились А. Иванов и М. Нестеров. Жил Корин в Москве, часто приезжая в Палех. Мечтал создать большое полотно, подобное ивановскому «Явлению Христа народу”. Вдохновение пришло к художнику во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре в 1925 г. У Корина возник замысел создания многофигурной композиции, олицетворяющей образ РПЦ. Для православного чел.а эти похороны, происходившие при большом стечении народа, были равнозначны прощанию с прежней Россией, обреченной, но уверенной в своем духовном возрождении. Многотысячный поток верующих вдохновил художника на «Реквием”, картину, которая воплотила бы Святую Русь в период трагических перемен. Для создания масштабного полотна Корин в течение 10 лет писал портреты-типажи («Отец и сын», «Нищий», «Игуменья», «Митрополит» (будущий патриарх Сергий) и др.). В 1931 г. писатель М. Горький посетил мастерскую Корина (дох. дом А. Ечкина). Эскизы произвели на него сильное впечатление. Однако, стараясь уберечь художника от репрессий, Горький предложил ему заменить первоначальное название картины на иное – «Русь уходящая». По приглашению М. Горького Корин совершил поездку по Италии и другим странам Европы, когда художник сделал огромное число этюдов. Живя у Горького в Сорренто, художник написал знаменитый портрет писателя. В 1935-1937 гг. создал общий эскиз будущего грандиозного полотна «Русь уходящая. Реквием”. Перед нами – Ц., выходящая на бой с безбожной властью и апеллирующая к Богу. Поразительным откровением является угаданное художником будущее высокое духовное предназначение высших иерархов ц.. Тогда, в 1935 г., мы видим в одном ряду с патриархом Московским и всея Руси Тихоном митрополитов Сергия и Алексия, которым в 1943и 1944 гг. было суждено стать следующими первоиерархами РПЦ. Еще более удивляет, что рядом с ними изображен иеромонах Пимен, ставший в 1971 г. патриархом, но малоизвестный в 1935 г.  И в центральных образах, и в образах простых монархов и верующих объединяющим нач.м выступает вера и твердость духа, позволяющие зрительно быть уверенным в конечной победе света над тьмой, добра над злом. Однако усилившееся давление на Корина со стороны властей вынудило его приостановить эту работу. В 1939-1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств пишет цикл портретов деятелей советской культуры (М. Нестерова, А. Н. Толстого, В. Качалова), парадных и в то же время драматичных. Воодушевленной победой, художник создал в военные и послевоенные годы триптих «Александр Невский « (1942-1943) и мозаику на станции метро «Комсомольская” кольцевая. В послевоенные десятилетия завершил композиционный эскиз картины «Русь уходящая. Реквием». В 1932–1959 гг. руководил реставрационными мастерскими музея изобразительных искусств им. А. Пушкина. Собрал ценную коллекцию икон, экспонированную вместе с произведениями художника в его московском доме-музее. В связи с реставрационными работами на данный момент музей не работает. Но закончить главное дело своей жизни – картину «Русь уходящая. Реквием» – не сумел.

Корин Павел (1892, Палех – 1967, Москва), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Из семьи потомственных палехских иконописцев; брат А.Д. Корина. В 1908–11 работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве. В 1911 помощник М.В. Нестерова при росписях ц. Покрова Марфо-Мариинской обители (копировал эскизы, переносил рисунок композиций на стены храма). В 1912–16 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, но своим главным учителем считал Нестерова, с которым постоянно поддерживал тесные дружеские и творческие связи. В 1916 самостоятельно выполнил росписи подземного склепа-усыпальницы Марфо-Мариинской обители (сохр. фрагментарно). В 1918–19 преподавал рисунок и живопись в Государственных свободных художественных мастерских. В конце 20-х гг. Корина увлекала идея создания масштабных пейзажей-панорам («Москва с Воробьевых гор», 1928–30, ГТГ). В 1925, на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре, происходивших при большом стечении священнослужителей и народа, у Корина возник замысел многофигурной композиции, олицетворяющей совокупный образ Русской православной ц. – носительницы традиционных религиозных верований и основ жизненного уклада, вытесняемой новыми реалиями послереволюционной действительности (впоследствии эта исполненная внутреннего трагизма картина получила название «Русь уходящая. Реквием»). Корин нашел для своих героев в Москве множество прототипов, с которых в 1929–37 писал многочисленные портреты-этюды, создав галерею сложных, психологически выразительных и жизненно достоверных образов («Митрополит Трифон», 1929, «Слепой», «Молодой иеромонах», «Отец и сын», все – 1931; «М.К. Холмогоров», «Схимоигуменья Фамарь», 1935, все – в собрании Дома-музея П.Д. Корина). Корин начал работу над этим монументальным замыслом в мастерской-мансарде (ул. Арбат, 23; ее обстановка запечатлена Кориным в картине «В мастерской художника», 1925, ГТГ). В 1931 общая идея произведения и уже сделанные этюды получили одобрение М. Горького, впоследствии оказывавшего художнику поддержку, в частности организовавшего для него большую квартиру-мастерскую на Малой Пироговской ул., 16, где Корин начал работать с 1933 (мемориальная доска). После смерти М. Горького Корин в 1936 был вынужден приостановить работу над своей главной картиной, ограничившись созданием общего эскиза композиции, в котором фигуры располагались в интерьере кремлевского Успенского собора (1935–59, ГТГ). В конце 30-х – 50-х гг. Корин написал ряд портретов выдающихся деятелей культуры и искусства («Л.М. Леонидов», «М.В. Нестеров», оба – 1939; «В.И. Качалов», 1940, «К.Н. Игумнов», 1941–43, «С.Т. Коненков», 1947, «М.С. Сарьян», 1956, все – в ГТГ). Суровая лаконичная пластика живописного языка Корина нашла развитие в его монументальных произведениях. В 1941–47 Корин сделал эскизы мозаик для большого зала Дворца Советов; в годы ВОВ, обратившись к героическому прошлому России, создал триптих «Александр Невский», 1942–43, ГТГ; в 1951–52 выполнил эскизы и трудился над осуществлением цикла ярких декоративных мозаик на сюжеты русской военной истории для станции метро «Комсомольская-кольцевая» (Государственная премия СССР, 1952), сделал витражи на станции метро «Новослободская». Корин был талантливым реставратором. В 1935 расчищал пострадавшие при аварии в Третьяковской галерее произведения В.М. Васнецова, Нестерова, И.И. Левитана; в 1932–59 возглавляя реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реставрировал картины Дрезденской галереи, в 1946 руководил реставрацией фресок Успенского собора Кремля. В 1960–64 художественный руководитель Центральной художественно-реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В квартире-мастерской на Малой Пироговской ул. (д. 16) в 1971 открыт Дом-музей П.Д. Корина (филиал Третьяковской галереи), где наряду с произведениями художника (этюды к «Руси уходящей», многочисленные рисунки, акварели) хранится собранная им в 20–60-х гг. и переданная по его завещанию в 1968 Третьяковской галерее превосходная коллекция икон XII–19 вв. (в том числе иконы московской, новгородской, тверской, псковской школ XV–XVII вв., памятники так называемой строгановской школы, иконы палехских писем, среди которых – семейные иконы Кориных), произведения древнерусской мелкой пластики, лицевого шитья XVI в., а также богатый личный архив и библиотека Корина.
Из художников-крестьян Владимирской области. Мастер иконописной палаты при Донском монастыре. Ученик Михаила Нестерова, вместе с ним расписывал собор Марфо-Мариинской обители. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мечтал подняться до высот Микеланджело, Рафаэля, Иванова… Главная его картина, которую он так и не смог закончить при жизни – «Русь уходящая» (сначала Корин хотел ее назвать «Реквием», но Горький посоветовал ему дать название «Русь уходящая»): в Успенском соборе Кремля стоят протодьякон М. Холмогоров и митрополит Трифон, за ними – святитель Тихон, будущие местоблюститель Сергий и патриарх Алексий 1. За ними – много епископов в пасхальных облачениях и монахи с мирянами в черном. Их взгляд и путь устремлены на фреску с изображением Страшного Суда, куда они и собираются идти. Работы Корина были сняты с экспозиции в ГТГ, он боялся за свою жизнь, его «давили» власти. Он перенес 2 инфаркта, а также большие душевные страдания от гнета режима.

Комментариев нет:

Отправить комментарий