пятница, 3 апреля 2020 г.

Островский Александр

Александр Островский (1823–1886) – драматург. Родился в семье Николая Островского, сына священника, практиковавшего как судебный стряпчий по имущественным и коммерческим делам, и матери Любови Саввиной, дочери пономаря. Семья была зажиточная и проживала в Замоскворечье на Малой Ордынке. В семье было 4 детей, получивших домашнее образование. Александр рано познакомился с русской литературой в библиотеке отца. Отец желал сделать из него юриста. В 1835–1840 годах учился в 1-й Московской гимназии. В 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, но не окончил его, поругавшись с одним из преподавателей. В 1843 году поступил на службу писцом в московский суд за жалование в 4 рубля. Постепенно оно выросло до 15 рублей. В судах работал до 1851 года. В 1846 году им была написана комедия «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья» (позднее названная «Свои люди – сочтемся!») и напечатана в «Московском городском листке» в 1847 году. В 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся» принесла первую славу. Еще до публикации она стала популярной в чтении под названием «Банкрут» и была запрещена к представлению на сцене. По личному распоряжению императора Николая I Александр был отдан под надзор полиции, который был снят только после воцарения императора Александра II, а премьера комедии «Свои люди - сочтемся» состоялась только в 1861 году. В 1850–1851 годах Островский сотрудничал как критик и редактор с консервативным журналом «Москвитянин», как драматург, находясь под влиянием А. Григорьева и его кружка. В этот период он написал целый ряд комедий из купеческого быта «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи как хочется» (1854). В 1853 году на сцене Большого театра была поставлена пьеса «Не в свои сани не садись» и далее в течение более 30 лет почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах ставились новые пьесы Александра Островского. В 1855 году была написана комедия «В чужом пиру похмелье», где впервые произнесенное слово «самодур», возглавило целую галерею колоритных персонажей в пьесах Александра Островского. В 1856 году Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В этом году была написана комедия «Доходное место. В 1856–1857 годах великий князь Константин Николаевич отправил группу известных литераторов в путешествие по России для изучения и описания различных местностей. Островский поехал от верховьев Волги до Нижнего Новгорода. В 1858 году им была написана пьеса «Воспитанница». В 1859 году написана драма «Гроза» по впечатлениям от поездки по волжским городам. В этом же году при содействии графа Г. Кушелева-Безбородко напечатано первое двухтомное собрание сочинений Островского. В 1863 году Островский был избран член-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1865–1866 годах он основал Артистический кружок. В 1868 году Островский написал цикл комедий «На всякого мудреца довольно простоты», пьесу «Горячее сердце». Позднее были написаны пьесы «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), поэтическая утопия «Снегурочка» (1873), «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875). В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, чьим председателем Островский оставался до смерти. В 1878 году были написаны пьесы «Бесприданница» и «Последняя жертва». В 1881 году он активно работал в комиссии при дирекции Императорских театров «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления». В 1883 году Александр III наградил его ежегодной пенсией в 3 тысячи рублей. В 1885 году стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Скончался в своем имении Щелыково в Костромской губернии. Московская дума учредила читальню имени А. Островского после его смерти.

В Москве:

Родился на ул. Малая Ордынка (дом № 9; здесь теперь - дом-музей Островского; во дворе – бюст Островского), где семья снимала квартиру у дьякона ц. Покрова что на Голиках. Затем семья переехала в Монетчиков пер. (дом не сохр.); в 1834 году отец купил два дома на Житной ул. (№ 8). В 1835–40 годах Островский учился в 1-й московской гимназии (ул. Волхонка, 16), затем на юридическом факультете Московского университета (в 1840–43 годах). В начале 1840-х годов семья Островских поселилась в Николоворобинском пер. (ныне дом 3–9 по Серебряническому перелку). В 1843–51 годах Александр служил в московских Совестном, Коммерческом и других судах, что дало ему богатые наблюдения над бытом московских купцов, чиновников, актеров. В начале 1950-х годов он активно сотрудничал в журнале «Москвитянин». В доме писателя бывали И. Гончаров, Д. Григорович, И. Тургенев, А. Писемский, Ф. Достоевский и др. В 1877 году Островский поселился в доме С. Голицына (ул. Волхонка, 14), где бывали: Достоевский, Григорович, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Тургенев, Чайковский и др. Особенно прочными были многолетние связи Островского с Малым театром, который называли «Домом Островского». Островский создал московский артистический кружок и Общество русских драматических писателей. С января 1866 году он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

Мировоззрение:

Православный писатель, показавший реальные отношения людей изнутри, обличавшим социальную несправедливость, показавшим конфликт совести и стремления к материальной выгоде, метания чел.а в житейском хаосе. Проблемы его героев – не материально-экономические, а прежде всего нравственные; в итоге приходишь к убеждению (видя жизнь героев), что не в деньгах счастье. Хотя за постижение этой истины многие платят очень дорогую цену. Ни один из богачей Островского не наслаждается богатством, а вот проблем от него наживает много. Герои гонятся за земными сокровищами, а наживают внутреннюю пустоту, томление, неудовлетворенность. Ибо душа без Бога всегда томится в суете. Логично: безбожник всегда хочет удобно устроиться на земле, материальная выгода становится целью жизни, но только душа-то страдает и умирает. Люди неизбежно впадают грехи, а потом мучаются без покаяния. В «Грозе» зарождение, развитие и воплощение греха прелюбодеяния (у Катерины), а потом – самоубийство, а хотя она молилась, но пребывала в прелести, допустила бесу войти в свое сердце – и он довел ее уже до греха (она позволила). Она вроде внешне и сопротивляется греху, но по правде говоря хочет согрешить – что и делает в итоге. Ведь она же хотела быть свободной (но не во Христе, а по своим хотелкам и меркам). А вера разрушена грехом и отчаянием. В итоге страх и самоубийство. И это как раз от свободы вне Христа. Она – душевная, а не духовная; говорит правду, а греху не может противостоять и смириться. Факт. это – религиозное ханжество, внешняя обрядность и внутреннее неверие. Это – и у многих героев есть. Они пребывают в темном царстве – власти денег (все продается и покупается, даже чел. имеет цену), царит самодурство, невозможна счастливая семейная жизнь.

Горячо любил Москву А. Н. Островский (1823-1886). Он писал: «через Москву волнами вливается в Россию великорусская, народная сила, которая через Москву создала государство российское». Многие пьесы Островского имеют подзаголовок «Картины московской жизни». Драматург «исписал всю Московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь Московского, т. е. великороссийского государства». Островский родился в доме № 9 на Малой Ордынке. В 1825 г. отец его купил землю в р-не Монетчиковских переулков на Пятницкой и выстроил здесь дом. В 1834 г. этот дом был продан и приобретен новый, на Житной ул. (деревянное строение позади большого здания № 10). Отсюда Островский ходил в 1-ю московскую гимназию (Волхонка, 16), в которой учился в 1835-1840 гг. В апреле 1840 г. отец писателя приобрел новое владение - по Большому Николоворобинскому переулку (находилось на месте домов № 3-9). Здесь на огромной территории, выходившей одной стороной на Яузу, размещалось пять жилых и неск. нежилых строений. В глубине квартала застройки не было, здесь были пруды и стоял небольшой флигель. В 1843 г. Островский оставил университет и по настоянию отца поступил в московский Совестный суд, который помещался в здании Присутственных мест на Воскресенской пл. (пл. Революции, 4, дом не сохр.). В 1845 г. он перешел в Коммерческий суд (Моховая ул., 7, дом не сохр.). Здесь Островский работал до начала 1851 г. и собрал большой материал, отразившийся впоследствии в его пьесах. «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству», - рассказывал Островский. Он пишет стихи, очерки, пьесы, а к концу 1840-х годов целиком посвящает свое творчество драматургии. Вспоминая эти годы, поэт и критик А. А. Григорьев говорит: «Явился Островский и ок. него как центра - кружок». В него входили товарищ Островского по гимназии, поэт и переводчик Н. В. Берг, живший одно время у драматурга молодой актер и рассказчик И. Ф. Горбунов, А. А. Григорьев, композитор А. И. Дюбюк, поэт Л. А. Мей, скульптор Н. А. Рамазанов, артист П. М. Садовский. Часто собрания кружка происходили у А. А. Григорьева (М. Полянка, 12). В этом доме в студенческие годы (1839-1844) жил поэт А. А. Фет. Иногда члены кружка встречались у Л. А. Мея, который в начале 1850-х годов был инспектором 2-й московской гимназии и имел здесь казенную квартиру (Елоховская (Спартаковская) ул., 2, дом надстроен). Зимой 1849/50 г. событием в литературной жизни Москвы были чтения комедии «Свои люди сочтемся» («Банкрут»). 3 декабря 1849 г. Островский читал свою пьесу у М. П. Погодина (Погодинская ул., 10-12, дом не сохр.) в присутствии Н. В. Гоголя. «Похвальный отзыв Гоголя, написанный на клочке бумаги карандашом, передан был Погодиным А. Н. Островскому и сохранялся им, как драгоценность», - вспоминает современник. Несмотря на то, что пьеса была напечатана, постановку ее запретили. Островский был признан неблагонадежным и по указанию Николая I подвергся полицейскому надзору. Первой из пьес Островского была поставлена комедия «Не в свои сани не садись». Она шла 14 января 1853 г. в бенефис артистки Л. П. Никулиной-Косицкой. Этот день был нач.м новой эры для русского театра, так как в театр «пришел большой русский крупный чел., очень умный, очень сильный... с такой огромной душой, в которой помещалось все Замоскворечье, то есть теперешняя могучая купеческая Москва, помещицы Гурмыжская и Уланбекова, Снегурочка и воевода Нечай Шалыгин рядом с Василием Шуйским, актеры Несчастливцев и Счастливцев, да кстати и чиновники: Юсов, Жадов и Белогубов, и еще, и еще, и еще. Глядь, вся Россия!». Дружеские отношения связывали Островского с крупнейшими писателями того времени. У него бывали Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, композиторы Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский. Островский был одним из учредителей Литературного фонда (1859 г.); вместе с Н. Г. Рубинштейном он создает в 1865 г. Артистический кружок; по его инициативе в 1874 г. организуется Общество русских драматических писателей и композиторов. К драматургу постоянно обращались молодые писатели, с ним советовались артисты Малого театра. 19 декабря 1885 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. Известие об этом, вспоминает современник, «во всей труппе без исключения, вызвало восторг неописуемый!.. Вся труппа в полном составе поехала на Николаевский вокзал встречать дорогого каждому писателя, начальника и человека». Став факт. руководителем московских театров, Островский стремился поднять их общественное значение, обогатить репертуар. Последние годы жизни Островского связаны с домом № 14 (надстроен) на Волхонке, куда он переехал 4 октября 1877 г. Здесь драматурга посещали И. Ф. Горбунов, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, композиторы М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, многие артисты Малого театра. Предполагая после летнего отдыха получить казенную квартиру, драматург 17 мая 1886 г. поселился в гостинице «Дрезден». Он перенес здесь тяжелые приступы грудной жабы, а 28 мая уехал в свою усадьбу Щелыково, где скоропостижно умер 2 июня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий