Мария Бабанова (1900 –1983) – актриса театра и кино.
Есть актеры хорошие, есть очень хорошие, есть превосходные. А есть необыкновенные –в этом слове не похвала, но определение; к ним относится Мария Ивановна Бабанова. Такой уникальной актрисы, по утверждению М. И. Туровской, не было на русской сцене ни прежде, ни потом. Марию Бабанову еще при жизни называли великой актрисой, «зримым чудом театра», живым олицетворением высочайшего актерского мастерства. Об этом говорили и писали режиссеры, писатели, поэты, драматурги и театральные критики. «Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию ее игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в ее неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, наразрывно слившимся с ее удивительной личностью» –писал П. А. Марков.
Родилась в семье Ивана Бабанова и Екатерины Бабановой (урожденной Прусаковой). Свое раннее детство она провела в доме своей бабки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье. В 1915 году М. И. Бабанова окончила Училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Коммерческого института, затем перевелась на Высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет. В 1919 году Мария Бабанова поступила в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании театра «б. Зон»; здесь Бабанова дебютировала как актриса –в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро». В 1920 году театра «б. Зон» было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с Бебутовым; Мария Бабанова поступила в Высшие режиссерские мастерские Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 году Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актера, руководимого Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в нач. 1923 года переименованного в Театр им. Мейерхольда. 25 апреля 1922 года в Театре Актера состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда. После премьеры М. И. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы». Парадокс новизны определялся в главных своих чертах: «в полноте внутренней жизни, от века свойственной русским актрисам, выраженной, однако, в точной партитуре движения и звука» (М. Туровская). Через год после своего успеха в роли Стеллы, в 1923 году Мария Бабанова, работая одновременно в ТиМе, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского. Этот спектакль был поставлен В. Э. Мейерхольдом. После исполнения Бабановой роли Полины, критики стали писать о ней как о признанном мастере. Таким восторженным признанием, каким пользовалась Бабанова в 20-е годы ХХ века, по свидетельству Б. В. Алперса, пользовался только М. А. Чехов. По мощи своего дарования Бабанова была ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда. Но главной актрисой своего театра Мастер видел только свою жену –Зинаиду Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр. Вынужденный уход от Мастера стал «незаживающей раной» всей артистической жизни выдающейся актрисы. Но несмотря на глубокую обиду, нанесенную ей Мейерхольдом, М. И. Бабанова (единственная великая его ученица, все прочие были ученики) всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя. В 1927 году Бабанова окончательно возращается в театр Революции и до конца своих дней она будет «первой актрисой» этого театра. На его сцене Бабанова создала свои выдающиеся роли –Гога («Человек с портфелем»), Анка («Поэма о топоре»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Диана («Собака на сене»), Таня («Таня»), Лариса («Бесприданница»), Мари («Сыновья трех рек») и др., которые вошли в историю русского театрального искусства ХХ века и в хрестоматию актерского мастерства. Феномен Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь нее был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы. Говоря об этом качестве таланта актрисы, С. М. Эйзенштейн писал, что Бабанова вышивает свои роли «шелковой ниткой». А В. С. Розов утверждал: «Из всех страстей человеческих, которые присутствуют в роли, она делает рисунок. Единственная из всех актрис, кого я знаю». На сцене своего родного театра М. И. Бабанова появилась в последний раз в 1975 году. В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. И. Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа (Новую сцену на Тверском бул.е). Ее пригласил Олег Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Эдварда Олби «Все кончено». Партнерами М. И. Бабановой в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ, представители его «старой гвардии»: А. И. Степанова и М. И. Прудкин.
Есть актеры хорошие, есть очень хорошие, есть превосходные. А есть необыкновенные –в этом слове не похвала, но определение; к ним относится Мария Ивановна Бабанова. Такой уникальной актрисы, по утверждению М. И. Туровской, не было на русской сцене ни прежде, ни потом. Марию Бабанову еще при жизни называли великой актрисой, «зримым чудом театра», живым олицетворением высочайшего актерского мастерства. Об этом говорили и писали режиссеры, писатели, поэты, драматурги и театральные критики. «Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию ее игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в ее неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, наразрывно слившимся с ее удивительной личностью» –писал П. А. Марков.
Родилась в семье Ивана Бабанова и Екатерины Бабановой (урожденной Прусаковой). Свое раннее детство она провела в доме своей бабки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье. В 1915 году М. И. Бабанова окончила Училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Коммерческого института, затем перевелась на Высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет. В 1919 году Мария Бабанова поступила в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании театра «б. Зон»; здесь Бабанова дебютировала как актриса –в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро». В 1920 году театра «б. Зон» было передано созданному Всеволодом Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с Бебутовым; Мария Бабанова поступила в Высшие режиссерские мастерские Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 году Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актера, руководимого Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в нач. 1923 года переименованного в Театр им. Мейерхольда. 25 апреля 1922 года в Театре Актера состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда. После премьеры М. И. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы». Парадокс новизны определялся в главных своих чертах: «в полноте внутренней жизни, от века свойственной русским актрисам, выраженной, однако, в точной партитуре движения и звука» (М. Туровская). Через год после своего успеха в роли Стеллы, в 1923 году Мария Бабанова, работая одновременно в ТиМе, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского. Этот спектакль был поставлен В. Э. Мейерхольдом. После исполнения Бабановой роли Полины, критики стали писать о ней как о признанном мастере. Таким восторженным признанием, каким пользовалась Бабанова в 20-е годы ХХ века, по свидетельству Б. В. Алперса, пользовался только М. А. Чехов. По мощи своего дарования Бабанова была ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда. Но главной актрисой своего театра Мастер видел только свою жену –Зинаиду Райх. Соперничество с Бабановой на сцене всегда было не в пользу Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Мейерхольда Бабанова покинула его театр. Вынужденный уход от Мастера стал «незаживающей раной» всей артистической жизни выдающейся актрисы. Но несмотря на глубокую обиду, нанесенную ей Мейерхольдом, М. И. Бабанова (единственная великая его ученица, все прочие были ученики) всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя. В 1927 году Бабанова окончательно возращается в театр Революции и до конца своих дней она будет «первой актрисой» этого театра. На его сцене Бабанова создала свои выдающиеся роли –Гога («Человек с портфелем»), Анка («Поэма о топоре»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Диана («Собака на сене»), Таня («Таня»), Лариса («Бесприданница»), Мари («Сыновья трех рек») и др., которые вошли в историю русского театрального искусства ХХ века и в хрестоматию актерского мастерства. Феномен Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь нее был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы. Говоря об этом качестве таланта актрисы, С. М. Эйзенштейн писал, что Бабанова вышивает свои роли «шелковой ниткой». А В. С. Розов утверждал: «Из всех страстей человеческих, которые присутствуют в роли, она делает рисунок. Единственная из всех актрис, кого я знаю». На сцене своего родного театра М. И. Бабанова появилась в последний раз в 1975 году. В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. И. Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа (Новую сцену на Тверском бул.е). Ее пригласил Олег Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Эдварда Олби «Все кончено». Партнерами М. И. Бабановой в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ, представители его «старой гвардии»: А. И. Степанова и М. И. Прудкин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий