четверг, 16 апреля 2020 г.

Галлай Марк

Марк Галлай (1914 – 1998) – летчик-испытатель, писатель.

Родился в еврейской семье родом из Волковыска. Его отец, Лазарь Галлай (1885–1953), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Галлай (в девичестве Ливенсон, 1895–1985), – актрисой разговорного жанра в Ленгорэстраде. Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота (в 1941 г. Ленинградский институт инженеров Гражданской авиации Воздушного Флота преобразован в Военно-воздушную инженерную академию им. А. Ф. Можайского), потом окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил летную школу и в сентябре 1937 года стал летчиком-испытателем ЦАГИ. После начала ВОВ в июле 1941 г. стал летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрилии ПВО Москвы, до сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налетов немецкой авиации. М. Галлай совершил 9 боевых вылетов. Во время первого ночного налета фашистской авиации на Москву 22 июля 1941 г. М. Галлай сбил «Дорнье-215». Это единственная вражеская машина, сбитая им. За этот боевой эпизод М. Галлай был награжден орденом Красного Знамени. В январе – марте 1942 г. был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка совершил 28 боевых вылета (Калининский фронт). С мая 1943 г. был летчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года, в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в р-не Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней он на самолете был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на летно-испытательную работу. В 1950 году был уволен из ЛИИ им. Громова (увольнение Галлай связывал с начавшейся «борьбой с космополитизмом»). В 1950–1953 годах – летчик-испытатель НИИ-17, в 1953–1958 годах – летчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. За время летно-испытательной работы освоил около 125 типов самолетов, вертолетов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники. В 1958 г. М. Галлай был уволен в запас из Вооруженных сил СССР в звании полковника. В 1958–1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960–1961 годах – инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой – «гагаринской шестеркой». С 1959 года М. Л. Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Акаде¬мии транспорта Российской Федерации. Первую книгу «Через невиди¬мые барьеры» опубликовал в 1960 г. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде. Произведения и научные труды: Через невидимые барьеры: Из записок летчика-испытателя, 1960, Испытано в небе. 1963, Встречи на аэродромах: Документальная повесть. Очерки. Статьи. 1963, Авиаторы об авиации, 1973, Валерий Чкалов. (Легендарные герои), 1981, Летчик Валентина Гризодубова, 1984 (Легендарные герои), Первый бой мы выиграли, 1973, 1979, Жизнь Арцеулова, 1985, С человеком на борту, 1985, Огонь на себя, Небо, которое объединяет, 1997, Я думал: это давно забыто, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий