четверг, 16 апреля 2020 г.

Афанасьев Сергей (министр)

Сергей Афанасьев (1918 – 2001) – советский государственный деятель, министр общего машиностроения СССР (1965–1983), министр тяжелого и транспортного машиностроения СССР (1983–1987). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР от Свердловской области.

Родился в Клину. В 1941 году окончил с отличием МВТУ им. Баумана, работал инженером-конструктором на артиллерийском заводе в подм. г. Калининграде. Во время учебы работал старшим наладчиком станков-автоматов на ЗИСе. Во время ВОВ, после эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени инженера-конструктора, старшего инженера-конструктора, начальника технического отдела, заместителя начальника цеха, заместителя главного механика завода. Член КПСС (1944). В 1946 году приказом министра вооружения был переведен в Главное техническое управление Министерства вооружения СССР, в котором работал старшим инженером, начальником отдела, заместителем начальника управления. В 1955 году назначен начальником Технического управления Министерства оборонной промышленности СССР. В 1957 г. был назначен заместителем председателя совнархоза Ленинградского экономического административного р-на по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, с 1961 по 1965 г. – председатель СНХ РСФСР и заместитель председателя Совета Министров РСФСР. В 1965–1983 гг. – министр общего машиностроения СССР. На этом пост ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники. Под его руководством была решена ключевая государственная задача – достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Еще в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1000 МБР и 500 БРПЛ. При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства были в министерстве. Афанасьев как-то признался, что мысль о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры. Министерство также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко и многие другие. Он также работал с Сергеем Королевым и с Виктором Макеевым, генеральным конструктором морских стратегических ракет. В конце 1960-х – нач. 1970-х годов развернулась упорная борьба по вопросу выбора типа боевых ракет и пусковых шахт, которые должны были обеспечить превосходство над Соединенными Штатами. Главными действующими лицами в этой истории были известные конструкторы В. Н. Челомей и М. К. Янгель, а втянутыми в нее оказались и министерство обороны, и отделы ЦК КПСС. Министр в итоге поддержал Челомея. И в этом, и в ряде других случаев позиция министра не совпала с позицией Министра обороны СССР Устинова. Подобные межведомственные трения часто затрудняли работу. Важность ракетно-космической отрасли позволяла Сергею Афанасьеву при решении сложных вопросов выходить непосредственно не только на членов Политбюро, но и на лидеров страны, в том числе на Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева. Будучи депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области, он был близко знаком с первым секретарем обкома Ельциным, они часто вместе посещали предприятия отрасли в области. Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремле в 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводов на юге страны в рекордно сжатые сроки – за несколько месяцев. Сергей Афанасьев, в то время молодой инженер, сказал, что это нереальная задача и потребовал больше времени. После совещания лишь один из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало производства затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет. В 1983–1987 гг. – министр тяжелого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК «Энергия» им. С. П. Королева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий