пятница, 3 апреля 2020 г.

Грибов Алексей (артист)

Алексей Грибов (1902–1977) родился в Москве в рабочей семье. Его отец работал шофером, а мама трудилась на табачной фабрике. Вредное производство сгубило маму, она умерла, когда Алексею было всего два года. Вскоре отец снова женился, и его новая супруга заменила Алексею мать. В 1910 году Алексей пошел учиться в школу, а в свободное время он помогал отцу в уходе за автомобилем. В 1914 году грянула ПМВ. Спустя два года отца Алексея призвали на фронт, и мальчику, как самому старшему в семье (у него были сестра и два брата) пришлось идти работать конторщиком в управление шелкоткацкой фабрики «Симонов и К». В 1919 году поступил в Школу-клуб № 2 Замоскворецкого р-на. Там он впервые увлекся театром и стал играть в любительских спектаклях под руководством Вячеслава Барановского. Сцена так запала в его сердце, что в 1922 году Алексей поступил в Третью студию Московского художественного театра, а после окончания ее в 1924 году был принят в труппу МХАТ. Первыми работами Грибова на сцене МХАТ стали: Крэгс в спектакле «Битва жизни» по Чарльзу Диккенсу и боярин Михайло Головин в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Они показали огромный потенциал молодого актера. Однако до 1934 года ему доводилось играть лишь небольшие роли: мужик с подвязанной щекой в спектакле «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, пономарь в спектакле «Елизавета Петровна», Вася в спектакле «Квадратура круга» В. Катаева, Яша в «Вишневом саде» А. П. Чехова, Кот в «Синей птице» Метерлинка, деревенский старик в спектакле «Воскресение» по Л. Толстому, ок.точный Медведев в спектакле «На дне» М. Горького и др. С 1934 по 1940 год Грибовым на сцене МХАТа был создан целый ряд ярких сценических образов: Собакевич в «Мертвых душах» по Н. В. Гоголю, Василий Достигаев в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького, Левшин в спектакле «Враги» М. Горького, Хлынов в спектакле «Горячее сердце» А. Н. Островского, Достигаев в спектакле «Достигаев и другие» М. Горького, Чебутыкин в спектакле «Три сестры» А. П. Чехова. С середины 30-х началась и кинокарьера Алексея Грибова. На экране он дебютировал в 1935 году небольшой ролью командира танкового батальона в мелодраме Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денечки». В 1938 году на экраны вышла антифашистская социальная драма Александра Мачерета «Болотные солдаты», рассказывающая о борьбе коммунистов-подпольщиков в Берлине начала тридцатых годов. В этом фильме актер исполнил главную роль подпольщика Шульца. Спусят год Алексей Грибов снялся в роли Афанасия в фильме Исидора Анненского «Чел. в футляре» (экранизации одноименного рассказа А.П.Чехова). В годы ВОВ Грибов продолжил работать на сцене и в кино. В театре ему предложили сыграть Ленина в спектакле «Кремлевские куранты» по одноименной пьесе Николая Погодина, повествующем о зарождении плана электрификации Советского Союза. Грибов долго сомневался, зная, что подобные роли могут «испортить» творческую биографию: после этого актер может навсегда лишиться возможности играть отрицательные и комедийные роли, а играть лишь положительных героев никому не интересно. В итоге Грибов все же согласился, а что касается дальнейшей карьеры, то и тут все оказалось в порядке, и дальнейшие работы на сцене и в кино это подтвердили. В 1944 году Грибов сыграл одну из самых знаменитых ролей в кино – Отца невесты в комедии Исидора Анненского «Свадьба», поставленной по мотивам рассказов и водевиля А.П. Чехова на Тбилисской киностудии. Режиссер собрал просто уникальный состав. Помимо Алексея Грибова в картине снялись: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Федорова, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Осип Абдулов и другие звезды советского кино. В итоге получилась шикарная комедия, высмеивающая мещанские ценности, в которой можно смаковать каждую сцену. Вскоре после окончания войны, в 1946 году, Грибов снялся в одиозной ленте Михаила Чиаурели «Клятва», канонизирующей «великого отца народов И.В.Сталина». Актер сыграл в фильме Климента Ефремовича Ворошилова. Еще раз этот образ ему довелось воплотить на экране еще пару раз. Спустя три года Грибов вновь перевоплотился в Ворошилова еще в одной картине Михаила Чиаурели «Падение Берлина», столь же прямолинейно-пропагандистской, восхваляющей гений Иосифа Виссарионовича. А в 1950 году он появился в этой роли уже в социальной драме режиссера Леонида Лукова «Донецкие шахтеры». В 1950 режиссер Константин Юдин, зная любовь Алексея Грибова к лошадям, пригласил его на роль старшего тренера конезавода Константина Сергеевича Воронова в свою приключенческую картину «Смелые люди». Фильм был постр. в редком для советского кинематографа жанре вестерна. Действие разворачивалось перед нач.м войны и во время войны, отважные и смелые работники конезавода разоблачали фашистского шпиона, лихо мчались на лошадях, демонстрировали чудеса джигитовки. Участвовал в трюковых съемках и Алексей Грибов, отказавшийся от дублера. В итоге это чуть не стоило ему жизни. В сцене, где он скакал по горному серпантину, заворачивая табун, он так увлекся, что сам едва удержался от падения в пропасть. Комедийное дарование Грибов продемонстрировал в фильмах «Ревизор» (1952), «Шведская спичка» (1954), «Верные друзья» (1954). В картине режиссера Константина Юдина «Шведская спичка» Алексей Грибов вновь обратился к творчеству А.П.Чехова. Фильм, представляющий из себя пародию на детектив, был снят в иронически-саркастическом ключе, где главные герои, соскучившийся по большому делу туповатый следователь Николай Ермолаевич Чубиков (его сыграл Алексей Грибов) и его неугомонный помощник Дюковский (Андрей Попов), разворачивали бурную деятельность по поиску пропавшего отставного корнета. А в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья» Алексей Грибов создал блестящий образ начальника строительства Виталия Григорьевича Неходы. Его герой – яркий пример местного начальника, работающего по инструкциям. Это его знаменитое: «как нам вышестоящими инстанциями предписано, так мы строим, как нам не предписано - так мы не строим!». Звездные роли Грибова пришлись на 60-е годы. 27 июня 1961 состоялась премьера эксцентрической комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс», в которой актер сыграл капитана теплохода «Евгений Онегин» Василия Васильевича, вынужденного принять на борт необычный груз – тигров и львов. Веселая и очень легкая картина сразу же полюбилась миллионам зрителей. Со временем фильм стал классикой отечественного кинематографа, и редкий праздник обходится без демонстрации «Полосатого рейса». Спустя неск. месяцев вышла еще одна знаменитая кинолента – комедия Виллена Азарова «Взрослые дети». Картина была постр.а на извечном конфликте отцов и детей. С одной стороны – пожилые супруги Королевы: Анатолий Кузьмич (которого сыграл Алексей Грибов) и Татьяна Ивановна (эту роль исполнила Зоя Федорова). С другой – их дочь Люся и зять Игорь (Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко). На различии их взглядов на жизнь, на быт, на воспитание детей и были осн. все комедийные моменты. Вместе с тем картина поднимала и серьезные вопросы. Милым, трогательным старикам, со свойственной их возрасту мудростью, приходилось мириться с эгоизмом своих детей, а те, в свою очередь искренне не понимали, что создают им неудобства и проблемы. В следующие годы актер отметился в знаменитой комедии «Семь нянек» (дедушка Лены), мелодраме «Первый троллейбус» (вахтер Егор), драме «Донская повесть» (старый казак Кузьмич) и ряде других картинах. Все персонажи Алексея Грибова отличали удивительная достоверность, мягкий юмор и самоирония. В таком ключе была исполнена и его роль в фильме Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», соединившем в себе сразу неск. жанров: комедию, приключения и отчасти драму. Во многом успеху фильма способствовал идеальный дуэт Алексея Грибова и Михаила Кононова. Первый создал образ жуликоватого коллежского регистратора Тимофея Ивановича Храмова, 2-й – идейного, стойкого и немного наивного комиссара Алексея Бычкова, прибывш. на Чукотку налаживать Советскую власть. На исходе 60-х Алексей Грибов сыграл заметные роли в комедии «Зигзаг удачи» (директор фотоателье Полотенцев), социальной драме «Виринея» (следователь), киноповести «Если есть паруса» (начальник пароходства Остапчук). А самой заметной работой актера начала 70-х стала роль дяди Юры в телевизионном сериале «День за днем». Это был первый опыт отечественного телевидения в создании сериалов. Успех превзошел все ожидания – на протяжении нескольких дней зрители с удовольствием наблюдали за перипетиями судеб главных героев – двух московских семей. Сцене МХАТа Грибов посвятил всю свою жизнь. Диапазон его сценических персонажей был чрезвычайно широк: грозный Малюта Скуратов в спектакле «Трудные годы» А. Н. Толстого, Лука в драме М. Горького «На дне», Шмага в комедии А. Островского «Без вины виноватые», Земляника в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», Непряхин в драме Л. М. Леонова «Золотая карета», Ленин в спектакле «Цветы живые» и др. МХАТ много гастролировал по миру, и его спектакли всегда пользовались огромным успехом у театральной публики и зарубежной прессы. Неизменно отмечали и гениальную игру Алексея Грибова. Так в Париже после спектакля «Вишневый сад» (по одноименной пьесе А. П. Чехова), в котором Грибов играл Фирса, его окрестили «русским Жаном Габеном», а в Лондоне на зрителей неизгладимое впечатление произвел угрюмый Собакевич из «Мертвых душ» Гоголя. Одной из самых знаменитых работ Алексея Грибова, несомненно, был Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф.М. Достоевского. Актер создал незабываемый образ самовлюбленного интригана и деспота, наделенного ханжескими манерами и безграничной самоуверенностью. Позже, в 1973 году, этот спектакль был экранизирован. Первый раз Грибов женился, когда ему было ок. тридцати. Однажды он повстречал Елену Владимировну Барановскую, вдову своего учителя по Школе-клубу Вячеслава Барановского. Елена Владимировна, которая была старше Грибова на 10 лет, после смерти мужа осталась без средств к существованию. Грибов стал заботиться о ней, а затем, когда поползли разные сплетни, официально узаконил их отношения. Можно с уверенностью сказать, что этим Грибов спас женщину. 2-й женой Грибова стала студентка режиссерского факультета Школы-студии МХАТ Изольда Апинь, с которой он познакомился вскоре после войны. В 1947 году у них родился сын, которого назвали, как и отца, Алексеем. Изольда после окончания учебы стала работать в МХАТе помощником режиссера. Младший Алексей Грибов не пошел по стопам отца: «Наверное, потому, что я рано понял, что в этой профессии можно быть только выдающимся. Средним – это обречь себя на постоянное унижение и зависимость. А быть плохим актером с фамилией Грибов – это уже трагедия». В середине 50-х Алексей Грибов и Изольда Апинь расстались. Грибов-младший рассказывал: «Им было трудно вместе: два мощных характера, не прощавших друг другу обид. Вообще два творческих чел.а в одной семье – это всегда не просто». Не лучшим образом влияло на отношения пристрастие Алексея Грибова к алкоголю. Говорят, что у него это было наследственное: он мог подолгу не пить, но затем срывался и уходил в запой. Однажды он ушел в запой во время съемок фильма «Гуттаперчевый мальчик», в котором исполнял ключевую роль клоуна Эдвардса. Чтобы вывести его из такого состояния режиссер решил подослать к актеру молодую красивую женщину, которая работала у него ассистентом. Грибов, увидев ее, согласился вернуться на съемочную площадку. Мало того, он влюбился в нее, и после съемок меж ними вспыхнул роман. Вскоре они поженились. Своей новой супруге Грибов дал обещание не пить. Он действительно четыре года не брал в рот спиртного, но затем пагубная тяга взяла свое. В начале 70-х на гастролях в Ленинграде прямо во время спектакля «Три сестры» Алексею Грибову стало плохо: он стал запинаться, волочить ногу. Спектакль на некоторое время прервали, но затем возобновили, и Грибов доиграл до конца. А потом оказалось, что у него инсульт. Окажи ему помощь раньше, возможно последствия были бы не столь тяжелыми… Спустя некоторое время Алексею Грибову стало неск. легче. У него восстановилась речь, он начал ходить, а затем и возобновил занятия со студентами МХАТа. Но на сцене и на съемочной площадке он больше не появлялся. Скончался внезапно, когда смотрел по телевизору фильм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий