четверг, 16 апреля 2020 г.

Варламов Александр (композитор)

Варламов Александр (1801 – 1848) – композитор, педагог, певец (тенор), дирижер. Вошел в историю музыки как мастер романса. Из семьи титулярного советника, получившего личное дворянство. Обучался в Придворной певческой капелле в Петербурге. Расцвет творчества Варламова приходится на «московский период» (1832–44; жил в Скатертном переулке и на Воздвиженке, 20). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А. Шаховского «Рославлев» (1832) и работа в театральных жанрах способствовали сближению Варламова с московской художественной интеллигенцией (М.С. Щепкин, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев, поэт Н.Г. Цыганов, певец А.О. Бантышев и др.). С 1832 помощник капельмейстера, с 1834 «композитор музыки» при оркестре Императорских московских театров. Наиболее значительная работа Варламова – музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1837) – создана по заказу П.С. Мочалова. В Москве поставлены балеты Варламова «Забавы султана» (1834) и «Хитрый мальчик и людоед» (1837), но центральное место в творчестве Варламова московского периода занимают романсы и песни (более 100, в том числе «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные»), изданные в 1833–35. Успехом пользовались и концертные выступления Варламова-певца. Издал одно из первых методических пособий по вокалу – «Полная школа пения» (1840).

В Москве:

Уроженец Москвы Варламов десятилетним мальчиком был отправлен в петербургскую Певческую капеллу. В 1832 г. он возвращается в Москву и получает должность помощника капельмейстера московских театров. Композитор дирижирует в водевилях, пишет музыку для постановок, сочиняет песни, в стиле народных, для театральных дивертисментов, которыми часто заканчивались спектакли. Песни Варламова нередко исполняли выдающиеся певцы того времени - А. О. Бантышев, Н. В. Лавров, Н. В. Репина. Московские годы в жизни композитора ознаменованы широким раскрытием его музыкального дарования. Б. В. Асафьев считает Варламова «выдающимся преобразователем романсной мелодики... Мелодии Варламова «глубокого дыхания», разнообразны и пластичны...». Большая напевность и необычайная выразительность песен Варламова, в основе которых лежат традиции русской народной песни, принесли композитору исключительный успех. Композитор Н. А. Титов вспоминает: «Варламов написал свой «Красный сарафан», который произвел фурор и пелся везде и всеми, словом, сделался общею песнею. Он был певаем всеми сословиями – и в гостиной вельможи и в курной избе мужика». Многие песни Варламова исполняются и в наши дни: «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди», «Что отуманилась», «Травушка» и др. В 1833 г. Варламов выпустил «Музыкальный альбом» своих произведений, посвященный А. Н. Верстовскому, а в 1834 г. издавал журнал «Эолова арфа». Большое число слушателей неизменно собирали его вокальные выступления в публичных концертах и на домашних вечерах. Благодаря своей широкой, общительной натуре композитор был в близких отношениях с крупнейшими представителями московского художественного мира. У него бывали М. Н. Загоскин, А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, П. С. Мочалов. По просьбе последнего в 1837 г. он написал музыку к первой постановке «Гамлета» на московской сцене. В середине 1830-х годов Варламов жил в Скатертном переулке (дом, где он жил, занимал часть пл. нынешнего дома № 8). Отсюда в конце 1830-х годов композитор переехал на Воздвиженку, 20 (дом перестроен и надстроен). Предполагают, что он жил здесь до своего отъезда в Петербург в 1845 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий