суббота, 14 марта 2020 г.

Голубкина Анна

Голубкина Анна – скульптор, прожившая почти всю жизнь в России и немного в СССР (1864–1927).

Из жизни

– Родилась в 1864 году в крестьянской многодетной семье на окраине Зарайска (тогда он входил в Рязанскую губернию). Имели постоялый двор (брали деньги с извозчиков за проживание) и занимались огородничеством.

– Отец Семен рано умер, а главой семьи стал ее дед-старообрядец Поликарп. Он вместе с мамой Екатериной воспитывали Аню, учил грамоте, рассказывал разные зарайские истории (он умер, кода Ане было 13 лет). Денег на учебу в прогимназии не было, но Аня сама читала книги в библиотеке знакомого купца Чиликина, а потом уже и дома появились газеты с журналами.

– Любила гулять в саду над Осетром (типа городского парка), ходила в лес, любила природу.

– С дедом и мамой часто ходили на рынок в центр города за покупками, а еще мама и сама там торговала своими овощами. Потом уже стали продавать свои овощи оптом в разные близлежащие города.

– С детства Аня (с другими детьми) помогала по хозяйству: мыла пол, кормила лошадей, топила печь, работала в огороде.

– В доме всегда говорили правду и никого не обижали.

– Мама всегда помогала бедным и странникам: едой и ночлегом. Даже кашу выставляли за окно, чтобы с улицы нищие могли поесть.

– Аня очень любила свой родной город – Зарайск.

– Любила русские сказки и имела большое воображение, что потом отразилось в ее творчестве. Хот здесь же был и определенный вред для детской души (от всяких леших, водяных, драконов, ведьм, фантастических превращений, всякого волшебства и т. п.).

– С детства была самостоятельной и ответственной, а не изнеженной.

– С детства Аня лепила из земли, на которой она работала, разные фигурки – прообразы будущих своих скульптур. Также скульптуры она увидела однажды в появившемся в доме журнале «Нива».

– В подростковом возрасте с братом ходила по окрестным деревням и продавала дешево (а часть и раздавала) крестьянам просветительские брошюры с произведениями русских писателей. При этом она сама увлеклась идеями революционеров-демократов о борьбе с царским режимом.

– Мечты детства: рисовать, стать домашней учительницей или фельдшером, делать фигурки.

– Всю жизнь стремилась познавать мир, всегда настаивала на своем, хотя и умела слушать мнения других.

– До 25 лет нигде не училась (по бедности) и замуж не выходила (по гордости, наверное), но потом твердо решила – поехать учиться в Москву.

– В Петербурге Аня год училась в скульптурном классе Владимира Беклемишева. Она не понимала его приемы создания скульптур, методы преподавания, но влюбилась в него, как в мужчину (1-й раз в жизни влюбилась в 30 лет!), но потом подавила в себе эту страсть. В академии Аня познакомилась со многими известными художниками (Репиным, Куинджи и пр.) и особенно сблизилась со скульптором Львом Шервудом. Но рамки Академию Аня стесняли, не позволяли ей самовыразиться, как бы ей хотелось, овладеть современной техникой лепки (т. е. в академии не было свободы творчества – там были одни запреты и ограничения). И тогда она в 1895 году поехала в Париж.

– В Париже Аня ходила в академию, а жила у друзей, которых она знала еще с «московских» времен. Ходила в Лувр и Люксембургский музей смотреть скульптуры и картины. Любила гулять в саду. Однако никакого удовлетворения от учебы и работы она не получала: работала много (по 9 часов в сутки), а достижений не было. Боялась, что не оправдает надежд мамы и родных. Здесь же у нее был неудачный роман с одним парижанином. В итоге ей тут все быстро надоело и она снова приехала в Москву с нервным расстройством.

– В Сибири ок года со старшей сестрой Саней Аня работала в переселенческом пункте, где помогала старикам, детям, бедным людям, который переселялись из Европейской части России в Сибирь, в условиях антисанитарии, страшных холодов. Тут ей тоже все надоело, и условий для скульптурной работы не было. Так что вскоре Аня снова вернулась в Зарайск, а потом некоторое время гостила у сестры в Коломне (но уже хандра прошла, появилось желание работать). Побыв недолго в родных местах, Аня для совершенствования своего мастерства снова уехала в Париж, где 1, 5 года училась под руководством Родена (она им восхищалась), обрела новое вдохновение к работе, к жизни, ходила в музеи, театры, «Оперу» и пр. В это время от инсульта умерла ее мама.

– Во время третьей поездки в Париж в 1903 году научилась работать по мрамору, была также неск. дней в Лондоне. Потом снова возвратилась в Зарайск, где и прожила с кратковременными отъездами в Москву до 1910 года.

– Была сторонницей революции за свержению царского режима: посещала явочные квартиры большевиков, распространяла запрещенную революционную литературу, листовки, помогала устраивать сходки рабочих, создала свой кружок, где беседовала с рабочими о борьбе с режимом, за что была в 1907 году арестована и посажена в зарайскую тюрьму на павловской улице, через неск. дней была отпущена из-за болезни от голодовки и припадков, но вскоре ее хотели сослать в крепость на год, и только по причине тяжелого нервно-психического ее состояния этого не произошло. Создала скульптурный портрет Карла Маркса в Зарайске. Переживала за убитых в Москве, Зарайске, Коломне и окрестностях многочисленных революционерах. Но идейной революционеркой Аня не была – это у нее была реакция на несправедливость вокруг.

– Любила детей, учила их рисованию в Зарайске и Москве, организовывала детские спектакли, праздники.

– Участвовала в создании театра под открытым небом в Зарайске, сама оформляла спектакли (шила костюмы, делала декорацию) и помогала ставить пьесы (репетиции, замечания актерам и пр.), сама ходила в театр. Потом устраивала лекции разных ученых в Зарайске для просвещения населения, заступалась за обиженных горожан. Ездили с подругой в Крым (в Мисхор), которым была очарована.

В Москве

В Москве Аня поступила в классы (училище) изящных искусств художника Анатолия Гунста на Пречистенке. В класс живописи она не поступила, потому что у нее не было с собой никаких работ, а сходу на экзамене она не смогла ничего показать от волнения. Но ее взял в свой класс скульптуры Сергей Волнухин, когда она показала ему быстро созданную из глины фигурку «Молящаяся старуха». Жила Аня в студенческом общежитии купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, где проживание было бесплатным, а питание – недорогим (щи с кашей и чай с хлебом) + бесплатно можно было на выставки ходить и в некоторые театры. Но с шумными студентами-соседями ей было тяжело. Она часто гуляла по Москве, заходила в м-ны, на рынки, посещали театры, Третьяковку, выставки картин в доме Гинцбург на Тверской улице и пр. Как будто она приехала заграницу (так Москва от Зарайска отличалась), но при этом московская шабутная жизнь была как раз по ее энергичному характеру. При этом держалась одна, московские танцы и развлечения ей не нравились.

– В школе Гунста Аня училась до 1891 года (то есть 2 года), когда она закрылась, и в этом же году поступила на отделение живописи в училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице. А жить она стала в доме Корчагина в Уланском переулке (снимала комнату). Но учиться на этом отделении ей не нравилось, потому рисунки получались плохими. Она быстро и окончательно поняла, что живопись – это «не ее», – и перешла в класс ваяния (скульптурное отделение). И вот с этого и начался ее профессиональный взлет.

– Училась Аня от души, все время лепила и рисовала, намного реже стала ходить в город, в разные места: только переночевать в дом и весь день в мастерской. Хотя она и дома тоже работала. Еще читала газеты о разных событиях в стране. Здесь она подружилась с Сергеем Коненковым и другими будущими скульпторами. Появились друзья и подруги. Они вместе бывали часто на чаепитии и беседах у Льва толстого в Хамовниках. А еще часто по вечерам приходили и в комнату самой Голубкиной – и долго сидели и беседовали за чашкой чая с сахаром и хлебом.

– Среди училищных работ Голубкиной: «Мальчик, выходящий на бой», «Жатва смерти» (фигура смерти с косой, а у ее ног – ее жертвы), бюст своего деда Поликарпа и других людей. Многие студеныт из училища ее хвалили и приходили посмотреть на ее работы.

– После 3-х лет учебы на Мясницкой, Ане показалось, что она стала творчески «застаиваться», перестала «расти», ей хотелось обновления – и она поехала в 1894 году в Петербург, где стала учиться в Академии художеств.

Итак, в Москве Аня Голубкина прожила тогда 5 лет (с 1889 по 1894 годы, с 25 до 30 лет).

– Москву она любила намного больше, чем Петербург.

– 2-й раз Голубкина приехала в Москву из Парижа с нервным расстройством в 1896 году и поселилась на квартире подруги Кругликовой, на Малой Никитской улице. Но ее подруги сразу же поместили ее в психиатрическую больницу на Девичьем поле, где она за 17 лет успокоилась, потом съездила в Зарайск, а оттуда в Сибирь.

– Третий приезд Голубкиной произошел после 2-й поездки в Париж, в 1899 году. Она тут пробыла до 1903 года, когда снова уехала в Париж. При этом из Москвы она по временам ездила к себе в Зарайск (в память о маме создала ее бюст). В Москве жила на разных съемных квартирах, в том числе, в номере Кокоревского подворья на Софийской набережной. Ходила в хамовнический дом Льва Толстого, где он беседовал с рабочими и учил их нравственному совершенствованию себя, а не устройству революции с целью уничтожения внешнего строя. Голубкина была с ним не согласна и выступала за революционное свержение существующего строя; поэтому она ушла из его дома. В 1901 году Аня стала снимать мастерскую в Крестовоздвиженском переулке, а в 1903 году открыла в ней классы живописи и скульптуры, но она была очень холодна и резка с учениками, считала их бесталанными, так что отношения у них не сложились. В итоге она не выдержала, все бросила и уехала в Зарайск. В 1902–1903 годах Аня преподавала скульптуру в коммерческом училище им. Цесаревича Алексия на Зацепе. Здесь у нее на некоторое время получилось! Дети были довольны, даже приходили на дополнительные занятия, много лепили из глины. Приобрела много друзей, знакомых поэтов, художников, писателей, ее многие знали тогда в городе; она участвовала во многих выставках, публиковалась в журналах. Но вскоре опять преподавание стало ее тяготить, она снова «вырвалась» из этого «плена» каждодневных занятий и снова уехала в Зарайск, а оттуда в Париж (в 3-й и последний раз).

– В 1903–1909 годах Голубкина периодически приезжала в Москву, участвовала в революционных демонстрациях рабочих, ухаживала за ранеными, ходила на баррикады, где ее чуть не убил окточный, посещала явочные квартиры (например, дом Баркова в Кудринском переулке, 3), но надолго тут не задерживалась и снова возвращалась в родной Зарайск. В 1909 году некоторое время жила ок училища живописи, ваяния и зодчества в гостинице «Родина» (в Милютинском переулке), потому что ей долго отказывали в преподавании в этом училище (из-за ее «революционного» прошлого); в это время она посещала частную школу Ф. Рерберга на Мясницкой улице.

– В 1910 году (в 46 лет) Аня Голубкина полностью переехала в Москву в квартиру-мастерскую в Большом Левшинском переулке (дом № 12 с садом) и прожила здесь 17 лет (почти до своей смерти). Отсюда она иногда уезжала в Зарайск и другие места России. Сюда к ней приходило много друзей и знакомых, приезжала старшая сестра из Зарайска. Любила ходить к Коненкову на улицу Нижняя Кисловка.

– В 1913 году преподавала скульптуру на Пречистенских вечерних рабочих курсах, но долго проработать не получилось, потому что рабочие не были согласны с ее требовательностью, замечаниями.

Творчество

Первоначально Голубкина работала в духе «передвижников» (реализма), а потом в стиле импрессионизма. В стенах Петербургской академии появился портрет учителя Зарайского училища Проселкова, голова «Итальянского мальчика», барельефы «Собаки», «Письмо». В 1897 году в Зарайске создала скульптуру «Железный» (портрет местного фабричного слесаря Василия Гуляева, героического борца с порабощением народа). В 1898 году в Париже создала скульптуры «Старость» (старуха, вызывающая жалость, но и уважение, т. к. она одухотворенная) и французского биолога Бальбиани. Эти скульптуры выставили в Париже и они понравились публике. В 1899 году создала женскую и мужскую фигуры, сидящие у камина – «Огонь», а также портреты брата парижской подруги Василия Переплетчикова и московского фабриканта Владимира Гиршмана. В 1900 году создала бюсты поэта Михаила Лермонтова и «Рабочего». В 1901 году по заказу Саввы Морозова выполнила горельеф «Пловец» для входа в здание московского Художественного театра в Камергерском переулке (в виде кипящего морского водоворота, в котором пытаются спастись люди – отражение революционной атмосферы в обществе, символ исканий и борьбы людей среди тяжелых испытаний, своих страстей; его выставили над театром в 1903 году). В этом же году появились бюсты «Цыганка» и «Мария» (домработница Марфа Афремова в образе обычной крестьянки). В 1902 году – бюсты Саввы Морозова и «Странница» (в дереве, в виде бедной сгорбленной старушки с мудрым лицом), «Женская голова». 1903 год – статуя «Идущий человек». 1903 год – бюсты зарайских огородников Мешкова и Киселева, «Баба», «Земля» (в виде большой грубой женщины – безграничной стихии), «Изергиль» (по мотивам повети М. Горького, но с большой энергией, силой духа) и скульптурная группа «Кочки» (две девочки спрятались за кочку в поле). 1905 год – портреты Маркса и директора классов изящных искусств Гунста, бюст «Старик из часовни», мраморная скульптура «Санчета», бюст соседки, которая за Анной подглядывала, когда она отдыхала в саду, Лидии Сидоровой. 1906–1907 годы – скульптуры «Марья», «Лисичка» (Поля) и «Девочка Манька» (прислужницы в доме Голубкиных), «Солдат», портреты знакомых людей, а также писателя Андрея Белого. 1908–1910 – скульптуры «Кустики» и «Лужица» (с лешим и русалкой), «Женщина в платке», «Иван Непомнящий» (образ крестьянина), «Пленники», «Старая», «рабочий», «Раб», «Женский портрет», «Человек», «Вдали музыка и огни» (грустные мальчики смотрят на праздник жизни вдали), «Две» (женщины мечтают о прекрасном) и др. На протяжении жизни сделала много фигурок разных животных (любила их).

– Любила создавать портреты старых людей, даже в барельефе «Лошади» они изображены старыми и измученными (пессимизм от земной жизни).

Мировоззрение

С детства читала Библию и другие религиозные книги у своего деда-старообрядца + пример его христианской жизни. Но при этом в детстве и юности она читала все подряд: и Библию, и Дарвина, и сказки, и реальные истории, так что цельного мировоззрения у нее не сложилось.

«Ц. можно разрушить, это не трудно. А что вы дадите взамен ее тем, которые живут только верой? Бога нет для вас – ладно, а вот, например, что вы дадите старухе?» О себе говорила, что она православного вероисповедания, но при этом в одном из писем допускала, что может люди и сами «создались из какой-нибудь примитивы».

Иногда изображала в своих работах леших, русалок и другие темные силы.

Смысл жизни – творчество.

Портрет

– При работе долго думала, а делала быстро («Я люблю работать без всякого соображения, у меня во всех работах какая-то необузданность»). Улавливала суть человека, явления.

– Ане были свойственны внезапные и с виду беспричинные резкие смены настроения: она часто становилась нелюдимой, отчужденной, мрачной. В такое время к ней никто не подходил. У нее была неустойчивая психика («бешеный характер»). Была, как «конь в юбке», как огонь (например, Шервуд считал, что с ее образом не вяжется слово «женщина»).

– Не признавала никаких авторитетов и говорила только то, что думала. Например, художнику Ге во время беседы сказала, что у него высохло сердце и он никого и никогда не любил, а просто сотрясает словами воздух.

– Ходила быстро, порывисто, к деньгам относилась спокойно, взгляд был обычно мрачным выглядела как монашка.

– Было неразговорчива, сама в себе, не любила развлекаться.

– Любила природу, тихие прогулки, чтение книг и газет, сад и огород, поля и травы (собирала букеты), звездное небо, лес, лошадей, собак, сказки, готовить простые крестьянские блюда из овощей, а еще очень любила детей.

– Кино не любила, потому что там показывали безумную любовь, пошлые комедии, измены, романы, убийства и все такое, а вот театральные пост., музей и выставки были ей по душе.

– Жила всегда достаточно скромно.

– Упрямая: всегда выслушивала советы и наставления учителей, а делала по-своему.

– Чувствовала себя одинокой, часто даже среди друзей, а в них часто видела подозрительность, неискренность. Была ранимой: часто не выдерживала, все бросала и уезжала прийти в себя в Зарайск.

– Любила свободу: «Мне очень хочется пойти странствовать: идти по дороге, ночевать, где придется. Свобода! Великолепно!»

– Часто испытывала отчаяние, депрессию, нервно-психическое расстройство, были и мысли о самоубийстве: даже говорили, что она бросилась в Сенну, а в другой раз выпила яд…

– Много курила.

Афоризмы

– Нужны дела, поступки. В этом-то, а не в отвлеченных умствованиях настоящая мораль. А смелые громкие фразы все горазды произносить.

– К глине надо относиться с уважением, ее надо любить.

О ней:

«Приятно видеть человека, внутренне чем-то горящего; все, что она говорит, хотя подчас наивно и слишком элементарно, всегда интересно и оригинально в ее простонародном, цветистом языке» (художник Сомов).

Память

21 мая 1934 открыт музей-мастерская А. Голубкиной (в 1952–75 не функционировал), где собраны ее работы: станковая скульптура, камеи, рисунки, а также инструменты, личные вещи. С 1934 музей размещался в 2-х мастерских Голубкиной и был единственным музеем скульптуры в Москве.

1 комментарий: