среда, 15 апреля 2020 г.

Головня Анатолий

Головня Анатолий (1900, Симферополь – 1982) – оператор, теоретик кино, педагог. Один из основоположников отечественной школы операторского искусства. В 1926 году окончил Государственный техникум кинематографии (с 1934 ВГИК). В кино с 1923 года. Основам кинематографической поэтики учился у Л. В. Кулешова, работал ассистентом оператора у А. А. Левицкого. В 1925 дебютировал фильмом «Кирпичики». В том же году в творческом содружестве с режиссером В. И. Пудовкиным снял фильмы «Шахматная горячка» и «Механика головного мозга». Разрабатывал новый монтажный метод съемки с динамичной сменой планов, точек съемок и ракурсов, позволяющей выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность. Высшее проявление операторского мастерства Головни в немом кино - трилогия Пудовкина «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928). Играя планами и экспериментируя с освещением, создавал яркие кинопортреты. Умел через пейзаж передать настроение - умиротворенность, тревогу, гнев. С документальной достоверностью воспроизводил быт и атмосферу рабочих окраин, что позднее нашло продолжение в стилистике итальянского неореализма. В фильме «Дезертир» (1933), снимая масштабные игровые сцены («стачка», «вальс машин»), максимально приближал их к хроникальным, что обогащало зрительный ряд картины, придавало ему особую убедительность. Большое место в творчестве Пудовкина и Головни занимали исторические фильмы: «Суворов» (1941, совместно с оператором Т. Г. Лобовой; Государственная премия СССР, 1941) и «Адмирал Нахимов» (1947, с Лобовой; Государственная премия СССР, 1947). Новыми поисками экранной выразительности в цвете отмечен фильм «Жуковский» (1950, с Лобовой; Государственная премия СССР, 1951). Автор ряда основополагающих трудов по операторскому искусству: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, совместно с Л. П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965) и др. С 1935 года руководил кафедрой операторского мастерства ВГИКа (с 1939 профессор). 

Соч.: Композиция фотокадра. М., 1938; Съемка цветного кинофильма. М., 1952; Экспонометрия съемки. М., 1966; Экран - моя палитра. М., 1971; Киноосвещение. М., 1973; Композиция кинокадра. 3-е изд. М., 1984.

Комментариев нет:

Отправить комментарий