среда, 15 апреля 2020 г.

Душкин Алексей

Алексей Душкин (1904 – 1977) – арх. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Член КПСС с 1952 года.
Родился в селе Александровка в Украине. Мать Надежда Фихтер. Отец Николай Душкин, ученый-почвовед. Работал управляющим им.й и экономий семей Харитоненко и Кениг - крупнейших промышленников, меценатов и коллекционеров (в Курской и Харьковской губерниях, в области Войска Донского). Получил вместе со старшими братьями домашнее образование, поступил в реальное училище в Харькове, где учился до 1919 г. По настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт; в 1923 г. перевелся на второй курс химического факультета Харьковского технологического института в Харькове, где проучился два года (с 1923 по 1925). После смерти отца в 1925 г. резко сменил специальность и перевелся на инженерно-строительный факультет того же института с понижением на курс и досдачей многих предметов. Добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова, одного из крупнейшейших арх.ов юга России и Украины. В 1930 г. завершил учебу (инженерно-архитектурный отдел факультета), защитив диплом «Комбинат печатников». Диплома о высшем образовании не получил (из-за задолженности по укр. языку; был выдан, когда Душкин уже был известным арх.ом). Направлен на работу в Гипрогор в Харькове. На протяжении жизни Алексей работал во всех областях архитектуры, специалист в области транспортного строительства. Начало творческой деятельности связано с конструктивизмом, испытал творческое влияние братьев Весниных. В 1933–1939 гг. автор-арх. в 3-й мастерской Моссовета академика И. А. Фомина; в этот период стал работать на основе переосмысления исторического наследия, в том числе, в стилистике Ар Деко. Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930-1932; Новая Горловка, Новый Краматорск, частично реализованы),Автодорожного института в Харькове (1932-1934, совм. с Э.Л. Гамзе, осущ.). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов(1931–1932, совм. с Я.Н. Додицей, I премия; далее по всем этапам проектирования в авторских группах); Дворца Радио (I премия, 1933) и Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ, 1933), оба совм. с А.Г. Мордвиновым, К.И. Соломоновым; Академического кинотеатра (1936) в Москве и др. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства, став факт. создателем нового направления в архитектуре - подземной урбанистики; работал в этой области в 1934-1967 гг., в том числе главным арх.ом института Метрогипротранс. Воспитал несколько поколений последователей. Среди важнейших принципов, разработанных Душкиным при проектировании станций метро, следует назвать следующие: 1) четкое выявление конструктивной основы, отсутствие балластных масс и объемов; 2) свет как главное средство создания архитектурного образа; 3) единство конструкция и декора; 4) единство тематических изобразительных средств с архитектурой; 5) прочные полы. Автор станций Московского метрополитена – «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935), «Площадь Революции» (1938, скульптор М.Г. Манизер), «Маяковская» (1938, худ. А.А. Дейнека), «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943, скульптор И.С. Ефимов, худ. В.Ф. Бордиченко, Ф.К. Лехт, Б.В. Покровский), «Новослободская» (1952, совместно с А.Ф. Стрелковым, худ. П.Д. Корин). Железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Симферополе (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953), создал крупные градостроительные ансамбли в Москве – с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947–1953) (с Б. С. Мезенцевым) и универмагом «Детский мир» на Лубянской пл. (1953–1957). Гл. арх. Метропроекта и Метростроя (1941–1943), а также Центральной архитектурной мастерской Наркомата (потом Министерства) путей сообщения СССР (с 1943 года). В 1947–1974 годы преподавал в Московском архитектурном институте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий