четверг, 16 апреля 2020 г.

Мясковский Николай

Николай Мясковский (1881–1950) – композитор, педагог и музыкальный критик, доктор искусствоведения.
Родился в Польше в семье Якова Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Мясковской (ур. Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребенком. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а через год – в Казань. Там Николай потерял мать (она умерла при родах). Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Мясковская, она же начала учить детей музыке (Николай с детства играл на фортепиано и скрипке). В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, был определен в Нижегородский кадетский корпус, где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Петербург и Николай был переведен во Второй кадетский корпус. В 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша Патетическую Симфонию Чайковского, принял решение связать свою жизнь с музыкой. Начал брать уроки гармонии у Николая Казанли и вскоре сделал первые попытки сочинительства. В 1899 году, после окончания кадетского корпуса, поступил в Военно-инженерное училище и в 1902 году получил диплом военного инженера. Некоторое время служил в саперной части в Зарайске, затем был переведен в Москву, где начал заниматься гармонией с Рейнгольдом Глиэром. В 1904 году благодаря хлопотам отца получил назначение в девятнадцатый саперный батальон, базирующийся под Петербургом. В Петербурге более двух лет занимался у Ивана Крыжановского, изучая полифонию, фугу и инструментовку. Летом 1906 года поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, представив на экзамене свою сонату до минор. Учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка) и Язепса Витолса (музыкально-теоретические дисциплины). Среди его сокурсников были Борис Асафьев и Сергей Прокофьев (дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет). Во время учебы познакомился с учеником Никиша Константином Сараджевым, дирижером «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие ранние произведения Мясковского и Прокофьева. Окончив консерваторию в 1911 году, Мясковский пишет свои первые крупные сочинения. Одновременно начинает заниматься музыкальной критикой: за три года в московском журнале «Музыка» под редакцией В. В. Держановского было напечатано 114 статей и заметок его авторства, посвященных музыкальной жизни Петербурга и новинкам русской и западноевропейской музыки. В 1914 году, с началом войны, Мясковский отправляется на фронт, в саперные войска. Служил на передовой в чине поручика саперной роты. В течение 1915 года его полк неоднократно вступал в прямое столкновение с войсками немцев и австрийцев и подвергался артиллерийскому обстрелу. Осенью 1915 года в одном из боев под Перемышлем Мясковский получил тяжелую контузию. В январе 1916 года после выписки из госпиталя он был переведен на стр-во крепости в Ревель, где увлекся чтением политической литературы. После событий Февральской революции был активным сторонником решительных действий. Как офицер имел доверие у солдат – те делегировали его своим представителем в Полковом комитете. После Октябрьского переворота перешел на службу в Военно-морской генеральный штаб Балтийского флота в Петрограде, что было обусловлено тем, что композитор взял на свое содержание семьи сестер, оказавшиеся под угрозой голодной смерти. Известно, что отец Мясковского не поддержал решение сына служить новой власти. Он попытался выехать на Украину и погиб в самом нач. гражданской войны. Тот факт, что отца убили факт. его единомышленники, сильно угнетал композитора. Распространенный в сов. время миф о том, что Мясковский был сторонником коммунизма, не совсем соответствует действительности: из переписки композитора следует, что он с надеждой принял созыв Учредительного собрания, а на Советскую власть в первые ее годы смотрел без особого энтузиазма. В 1918 году, с переводом столицы из Петрограда в Москву, туда же был переведен и Военно-морской генеральный штаб, в котором служил композитор. Одновременно с работой Мясковский начал участвовать в московской музыкальной жизни: он становится членом жюри Государственного музыкального издательства и сближается с одним из его организаторов профессором Московской консерватории П. А. Ламмом (именно в его доме и в его переложении впервые прозвучали многие произведения Мясковского, в том числе почти все симфонии). В 1919 году Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов». В следующем году была впервые исполнена его Пятая симфония. В 1921 году он демобилизовался с военной службы и стал заместителем заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР а также профессором Московской консерватории по классу композиции. В 1923 году в память об отце пишет Шестую симфонию, которая имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. В 1925–1927 годах сочиняет Седьмую и Восьмую симфонии. В эти годы ему приходится бороться с упрощенчеством в музыке и с представителями РАПМ, признававшими единственно возможным в СССР стилем музыки прокоммунистическую массовую песню и отвергавшими практически все классическое наследие, за исключением лишь Мусоргского и Бетховена. В 1932 году Мясковский был избран в состав оргкомитета Союза советских композиторов. После ареста в ноябре 1937 года музыковеда и композитора Н. С. Жиляева, несмотря на то, что тот критиковал его раннее творчество, написал письмо в защиту арестованного, в котором указывал на его заслуги. Это письмо осталось без ответа – Жиляев был обвинен в «Создании террористической организации с целью убить товарища Сталина» и расстрелян. С 1939 года Мясковский – член художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР, в 1940–1951 годах – член редколлегии журнала «Советская музыка». В 1940 году ему была присвоена степень доктора искусствоведения. В нач. войны с Германией был эвакуирован сначала на Кавказ, в Грузию и в Кабардино-Балкарию, затем в город Фрунзе. Находясь в эвакуации он продолжал сочинять, писал марши, которые рассматривал как свой посильный вклад в борьбу с врагом. После войны Мясковскому было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1947 году он избирается депутатом Моссовета от блока коммунистов и беспартийных. Сочиняет гимн РСФСР на слова С. Шипачева (как и гимн Шостаковича, он был отклонен властями). В 1948 году его имя попало в список формалистов. Музыка Мясковского была названа мрачной и недостаточно оптимистической. В частности, лирико–ностальгическая Симфония № 25 была охарактеризована как «философские бредни, чуждые рабочему классу», а кантата «Кремль ночью» вызвала шквал критики за подачу образа Сталина с атрибутами восточного деспота и двусмысленность текста. Произведения композитора, за редким исключением, перестали исполняться в СССР. Несмотря на это, он продолжал сочинять. В конце 1948 года Мясковский представил Симфонию № 26 на темы древнерусских знаменных распевов – она была безжалостно раскритикована и более не исполнялась. В том же году композитор открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. На заседании Союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым. Последние два года жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над посл., 27-й, симфонией. В конце 1949 года он уничтожил свой личный дневник, часть ранних фортепианных сонат и почти все романсы, написанные в 1906–1914 годах.
В Москве прошли зрелые творческие годы Мясковского. Его произведения повествуют о человеке наших дней, о человеке - борце и строителе. В 12-й симфонии (1932 г.) он стремился раскрыть в музыкальных образах темы социалистического переустройства деревни. В 16-й симфонии (1936 г.) композитор воспел бесстрашие и отвагу героических советских летчиков. Прозрачно ясны, просты и народны ее мелодии. 18-я симфония (1937 г.) посвящена 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Поэма-кантата «Киров с нами» (1942-1943 гг.) написана о г.-герое Ленинграде. «Вся жизнь и работа Мясковского, - пишет биограф композитора, - протекали в более чем скромной обстановке. Он писал музыку (если не хватало дня, то нередко и по ночам), просматривал ее, принимал посетителей, почти не выходя из тесного кабинета... В этой скромности были, однако, свой уют, удобство, даже изящество. Во всем чувствовалась напряженная духовная жизнь хозяина». В 1920-е годы Мясковский жил в доме № 7 по Денежному переулку. Сюда приходили за советом и начинающие музыканты, и зрелые мастера. Учениками Мясковского являются такие крупные советские композиторы, как В. А. Белый, Н. П. Будашкин, Д. Б. Кабалевский, Б. А. Мокроусов, В. И. Мурадели, М. Л. Старокадомский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин. В 1930 г. Мясковский переехал в дом № 4 по Сивцеву Вражку. И снова в его квартире бьет ключом напряженная творческая жизнь. «В кабинете Мясковского на Сивцевом Вражке перебывало огромное множество советских композиторов, показывавших ему свои произведения и ждавших совета; исполнителей, просматривавших вместе с а2-м свои партии симфоний, квартетов, скрипичных и виолончельных со­чинений; друзей и учеников, от которых Мясковский ждал критических замечаний». Здесь у Мясковского бывали Б. В. Асафьев, С. С. Прокофьев. Умер от рака.

Комментариев нет:

Отправить комментарий