четверг, 12 марта 2020 г.

Андреев Николай (скульптор)

Андреев Николай А. (1873, Москва – 1932, Москва) – скульптор, рисовальщик (1931). Учился в Строгановском училище (1885– 1891), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1901) у С. Волнухина. В серии скульптурных портретов, запечатлевших виднейших представителей московской интеллигенции (П. Боборыкина, 1904, Л. Толстого, 1905, оба – бронза, все – в Государственной Третьяковской галерее), с большой остротой выразил индивидуальные особенности душевного склада и облика, тонко обыграл возможности свободной живописной лепки, передающей как бы мгновенно схваченное жизненное впечатление. В 1900-х гг. работал над проектами памятников М. Глинке, К. Ушинскому, первопечатнику Ивану Федорову. В памятнике Н. Гоголю (бронза, гранит, 1904 – 1909; открыт на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре, с 1956 г. – на Никитском бульваре, во дворе д. 7) соединил обобщенность и конструктивную ясность форм с заостренностью линий и силуэта, обусловивших яркую характерность образа. Проявившиеся в этой работе лирическое, камерное начало, особая созвучность ее внутреннего строя масштабу московской городской среды нашли свое продолжение в решении памятника А. Островскому перед зданием Малого театра (бронза, гранит, 1924–29). Сблизившись с коллективом МХТ, Андреев проявил себя изобретательным художником-карикатуристом при оформлении театральных «капустников» (панно «Олимп художественного театра», 1910). Работал как театральный декоратор, умело и достоверно воссоздающий на сцене реальную среду действия («Флорентийская трагедия», 1916; «Король темного чертога», 1919; «Ревизор», 1921; «Дело», 1927; «Человек, который смеется», 1929). В сотрудничестве с К. Станиславским разрабатывал новые, лаконически-конструктивные и экспрессивно-выразительные принципы оформления сценического пространства (мистерия «Каин», 1920). Участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, акцентируя геометрическую ясность, простоту, суровую резкость форм (памятники А. Герцену, Н. Огареву перед зданием МГУ на Моховой улице, 1918–22; барельеф «В.Г. Белинский», 1920, Гос. Третьяковская галерея, все – гранитная крошка в цементе). В поисках героико-патетической образности обращался к наследию классицизма (аллегорическая статуя Свободы для обелиска cоветской конституции, 1918–19; фигура не сохранилась, голова – в Государственной Третьяковской галерее). По зарисовкам с натуры и личным воспоминаниям выполнял с 1920-х гг. многочисленные графические и скульптурные портреты В. Ленина (зачинатель «ленинианы»). 

С Москвой связан начальный, наиболее плодотворный период творчества Андреева. В сер. 1890-х годов он жил на Пречистенском (сейчас Гоголевском – прим. ред.) бульваре, в доме № 21 (не сохранился), а затем - на Спиридоновке, в доме № 2 (также не сохранился). Описывая эту квартиру, Андреев иронически называет себя ««надворным - вернее науличным» советником: «окна в моей комнате наравне с тротуаром и трудно решить, пью я чай на окне или на панели». Осенью 1896 г. Андреев снял квартиру - «по обыкновению, значительно ниже земной поверхности» (М. Никитская ул., 20, изменен фасад), в 1897 г. жил в Гранатном переулке, в доме № 18. Адвокатская практика, которой занимался Андреев по окончании юридического факультета, была неудачной, и вскоре он начал работать судебным репортером в московских газетах. В 1898 г. в газете «Курьер» (Петровский бульв., 8) появился рассказ Андреева «Баргамот и Гараська», принесший ему 1-й успех. «От этого рассказа, - вспоминал А. М. Горький, - на меня повеяло крепким дуновением таланта». Осенью 1898 г. Андреев познакомился с А. М. Горьким. В своей автобиографии он писал, что «пробуждением истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания я обязан Максиму Горькому. Он 1-й обратил серьезное внимание на мою беллетристику (именно на 1-й напечатанный мой рассказ «Баргамот и Гараська»), написал мне и затем в течение многих лет оказывал мне неоценимую поддержку своим всегда искренним, всегда умным и строгим советом. В этом смысле знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как для писателя, величайшим счастьем». В это время писатель жил сначала на Садовой-Кудринской улице, в доме № 2, а затем - в доме № 10 по Прогонному (Прямому) пер. Зиму 1899/1900 г. писатель прожил в доме № 5 по Продольному переулку, а зиму 1900/1901 г. - в Георгиевском переулке (Зоологический пер., 9, дом не сохранился). Затем он поселился на Большой Грузинской улице, в доме № 25. Здесь у него часто бывали А. М. Горький, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, С. Г. Скиталец, Н. Д. Телешов. Нередко на квартире Андреева происходили собрания «Сред». Н. Д. Телешов вспоминает, как «в 1902 году Горький привез в Москву свою вторую пьесу - «На дне». Первое чтение ее происходило у нас на «Среде»«, в квартире Леонида Андреева. На этом чтении, кроме писателей и артистов, присутствовали «крупные журналисты, врачи, юристы, ученые, художники. Народа было множество: сидели на подоконниках, стояли в других комнатах, где было все слышно, но ничего не было видно... Успех был исключительный. Ясно было, что пьеса станет событием». В 1904 г. Андреев переехал в Средний Тишинский переулок (владение № 5-7, сохранилось частично). Писатель радостно встретил приближающийся «благодатный шумный дождь революции». В феврале 1905 г. на его квартире происходило нелегальное совещание членов ЦК РСДРП (б). Предупрежденная агентурой полиция нагрянула к Андрееву и произвела аресты. Был арестован и случайно зашедший к писателю С. Г. Скиталец. За связи с нелегальными кругами Андреев ок месяца просидел в Таганской тюрьме, а затем уехал за границу, опасаясь дальнейших преследований. В 1907 г. он вернулся в Москву, прожил некоторое время в Лоскутной гостинице, а затем переехал в Петербург. В годы реакции Андреев отходит от передовой литературы, порывает с А. М. Горьким и сближается с модернистами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий