Сергей Юткевич (1904–1985) – режиссер театра и кино, художник, педагог, теоретик кино. Родился в Петербурге. Его творческая жизнь нач.сь в 1917 году. В годы Гражданской войны работал актером, художником, ассистентом режиссера в театрах Киева и Севастополя. В 1921–1923 годах учился в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) (руководитель В. Э. Мейерхольд) и ВХУТЕМАСе. Одновременно работал в театральной мастерской Н. Фореггера (Мастфор). В 1922 году Юткевич вместе с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицкий выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). С 1926 года он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино. В 1928 году С. Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет. В 1938 году, поставив картину «Человек с ружьем», режиссер обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве – впоследствии им были сняты «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966), «Ленин в Париже» (1981). Значительным событием в мировом кинематографе стала его экранизация трагедии Шекспира «Отелло» (1955), в которой заглавную роль ярко сыграл Сергей Бондарчук. Член ВКП(б) с 1939 года. В 1938–1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссерской деятельности занимался и преподаванием, и научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях. Преподавать Юткевич начал еще в 1929 году, в 1939 году стал профессором; работал в Ин-те искусствознания, НИИ теории, истории кино (ВНИИК), писал теоретические труды. Преподавал во ВГИКе режиссерское мастерство до конца 1960-х годов. В 1939–1946 годах занимал должность главного режиссера Ансамбля песни и пляски НКВД. Юткевич в эти и последующие годы как художник и режиссер поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. Наиболее заметные театральные работы Юткевича: «Баня» (1953, совместно с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совместно с В. Н. Плучеком), «Карьера Артуро Уи» (1965, совместно с М. А. Захаровым). В 1960–1965 годах он был главным режиссером Студенческого театра МГУ. Член Советского комитета защиты мира, Союза кинематографистов СССР, ВТО, ССП СССР (1964-1981). Супруга – балерина Е. Ильющенко. В 1970-е гг. в доме бывал В. Высоцкий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий