суббота, 14 марта 2020 г.

Скрябин Александр

Скрябин Александр (1872, Москва – 1915, там же), композитор. Родился в семье студента-юриста (впоследствии дипломата) Николая Александровича Скрябина, из старинного дворянского рода, и пианистки, воспитанницы Петербургской консерватории Любови Петровны (урожденной Щетининой). Музыкой занимался с детства. С 1885 начал посещать частный пансион Н.С. Зверева, у которого одновременно учился С.В. Рахманинов. В 1888 состоялось первое публичное выступление Скрябина в Москве в Большом зале Благородного собрания. В 1889, после окончания 2-го Московского кадетского корпуса (в Лефортове), Скрябин переехал на Остоженку (жил там с бабушками). В 1887/88–92 обучался в Московской консерватории по двум специальностям: фортепьяно (класс В.И. Сафонова) и композиция (класс С.И. Танеева). В 1890 перешел в класс свободного сочинения А.С. Аренского, но не окончил курса. Скрябин много гастролировал как пианист по городам России и за границей. В 1892/93 вышли из печати первые его опусы в издании П.И. Юргенсона; состоялось знакомство Скрябина с М.П. Беляевым – богатым лесопромышленником и меценатом, впоследствии постоянным издателем его сочинений. В 1897 Скрябину была присуждена Глинкинская премия за фортепианные пьесы. В 1898–1903 профессор в Московской консерватории. Жил в Варсонофьевском переулке, в 1898–99 – на Пречистенке, в Обуховском переулке, затем в доме Гирша (впоследствии Титова) на углу Хлебного и Мерзляковского переулков. 12 марта 1899 состоялось первое исполнение симфонической поэмы «Мечты» в 8-м симфоническом собрании Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), 16 марта 1901 – 1-й симфонии, 21 марта 1903 – 2-й симфонии в 10-м симфоническом собрании ИРМО (оба исполнения под управлением Сафонова). Новаторскими стали воплощение Скрябиным в музыке философских концепций и свойственное ему цветовое восприятие звука. С 1900 Скрябин – член Московского философского общества, в которое его ввел князь С.Н. Трубецкой. В 1903 Скрябин снял дачу в Оболенском близ Москвы, по соседству с Пастернаками. В 1908 Скрябин познакомился с дирижером С.А. Кусевицким, ставшим одним из выдающихся интерпретаторов симфонических произведений Скрябина, затем – с поэтом и философом Вяч.И. Ивановым. Триумфально прошел концерт Скрябина 21 февраля 1909 в Москве, на котором были исполнены «Божественная поэма», впервые – «Поэма экстаза» (дирижер Э.А. Купер), 5-я соната (в авторском исполнении). Выступления Скрябина состоялись в камерном концерте ИРМО, в обществе «Эстетика», в зале Синодального училища церковного пения. В Москве был организован «Кружок скрябинистов», в который вошли К.С. Сараджев, А.Б. Гольденвейзер и др. В 1910 Скрябин поселился в так называемом Княжьем дворе у храма Христа Спасителя. В эти годы он сблизился с критиком Л.Л. Сабанеевым (одним из наиболее горячих его поклонников и пропагандистов в печати) и поэтом Ю. Балтрушайтисом. 2 марта 1911 в Москве состоялось первое исполнение симфонической поэмы «Прометей» (дирижер Кусевицкий, партия фортепьяно – Скрябин). 10 декабря под управлением Рахманинова исполнены 1-я симфония и фортепианный концерт (солист – Скрябин), 21 февраля 1912 – 7-я соната («Белая месса»). К этому же году относится знакомство Скрябина с литераторами и деятелями театра – К.Д. Бальмонтом, Вс.Э. Мейерхольдом, К.А. Марджанишвили и др. В октябре 1912 Скрябин поселился в Большом Николопесковском переулке, 11. Ныне в этой квартире – Мемориальный музей Скрябина. Первые исполнения Скрябина его 9-й («Черная месса») и 10-й сонат в Москве состоялись 30 октября и 12 декабря 1912. Основная творческая идея последнего года жизни Скрябина – создание грандиозной Мистерии – литургии в формах искусства (местом осуществления Мистерии предполагалась Индия). Скрябин приступил вначале к созданию «Предварительного действа». На даче под Москвой близ Подольска Скрябин написал его текст, который был обсужден с Балтрушайтисом и Вяч. Ивановым и одобрен ими. В 1914 дал концерты в пользу пострадавших от войны. Скрябин скончался от общего заражения крови.

В значительной мере в Москве проходила творческая деятельность А. Н. Скрябина. Дом в Большом Златоустинском переулке, 9, где прошли его детские годы, не сохранился. Еще в детстве проявились музыкальные способности Скрябина. А. Г. Рубинштейн был поражен талантом мальчика и дал ему ряд советов. В 1882 г. Скрябин поступил во 2-й кадетский корпус (1-й Краснокурсантский пр., 3-5). Здесь вместе с ним учился А. И. Куприн. Неск. раз в неделю Скрябин ездил к Н. С. Звереву (Ружейный пер., 5-7) и С. И. Танееву (Чистый пер., 7), у которых брал уроки музыки. Иногда Скрябин выступал на праздниках в корпусе. Товарищ композитора вспоминает, что одно такое выступление «было покрыто бешеными аплодисментами. Кадеты так неистовствовали, что в их усмирение должны были вмешаться воспитатели и, наконец, сам директор». Скрябин отказался от военной карьеры и, окончив корпус, поступил в консерваторию. В это время он жил на Остоженке (дом № 35). Здесь его навещали С. И. Танеев и товарищ по консерватории С. В. Рахманинов. Долгие зимние вечера проходили в оживленных творческих спорах. Нередко, сидя за роялем, Скрябин импровизировал. Осенью 1898 г. композитор поселился на Александровской (Октябрьской) улице, в доме № 31. В этом же году он был приглашен профессором в Московскую консерваторию. Произведения Скрябина, поражающие мелодическим богатством и лиризмом, глубоко раскрывающие сложный мир человеческих чувств, выдвигают его в первые ряды русских композиторов. Во всем блеске талант Скрябина проявился в 1900-е годы. Одной из вершин творчества композитора явилась «Божественная поэма» - Третья симфония (1903-1904 гг.), героическими образами которой он стремился «сказать людям, что они сильны и могучи». В эти годы Скрябин жил в доме № 1 в Хлебном пер. Период с 1904 по 1910 г. Скрябин провел преимущественно за границей, выступая с концертами. Здесь он встречался с Г. В. Плехановым. Вернувшись на родину, композитор по­селился в доме № 8 по Малому Толстовскому (Каменной Слободы – прим. ред.) переулку, а затем переехал в Большой Николопесковский переулок, 11. В 1916 по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 образовалось Общество друзей Скрябина (председатель Б. Красин, заместитель председателя В. Беляев, члены Совета – Гольденвейзер, К. Игумнов, П. Ламм, Н. Мясковский), был открыт музей Скрябина. Во время гражданской войны и после революции для сохранения творчества композитора и его квартиры многое сделал А. Луначарский, возглавлявший Наркомпрос. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий