Давид Арсенишвили (1905-1963) – 1-й директор музея им. А. Рублева, основатель Театрального и Литературного музеев Тбилиси. Ему мы обязаны существованием этого музея.
Давид Арсенишвили – член тбилисского бюро по охране памятников и большой знаток русской культуры. Принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова мон-ря: за помещение Спасского собора, около которого нынешние временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где они разбили футбольное поле. Сначала на месте захоронения основоположника русского национального театра Федора Волкова находилась та самая «выгребная физиологическая уборная», а недавно нынешняя музейная администрация во главе с Г. Поповым устроила по соседству лжемогилу прп. Андрея Рублева прямо на чужих захоронениях. Для него, никогда не имевшего ни своего дома, ни семьи, крошечный коллектив музея стал семьей, с которой он в трудных условиях собирал гибнущие святыни Церкви – основную часть нынешней коллекции музея. Именно эти первые годы жизни музея, полные творческих озарений, чудесных открытий, задали направление собирательской деятельности музея. Его фонды составили исключительно церковные литургические предметы.
В разрушительное время «хрущевских» гонений на Ц. горстка сильных духом ревнителей Православия собирала со всей страны драгоценные жемчужины Православия. За доброе, а, тем более, святое дело, пришлось пострадать. Драматична судьба Арсенишвили – подвижника музейного дела. За год до открытия первой, им же созданной музейной экспозиции, он был уволен. Вернулся в Тбилиси, где через непродолжительное время скончался. Продолжатели его дела, музейщики, еще и теперь не в полной море воздали должное его памяти, так и не усвоили пример его беззаветного служения национальной культуре. На основе редчайших архивных материалов научного архива ЦМиАР, куда входила вся документация по Андроникову мон-рю, а также личные архивы исследователей, занимавшихся этой древнейшей московской обителью, в свое время была издана замечательная книга Нателы Вачнадзе «Арсенишвили Д.: эскизы к творческому портрету», открывавшем музей им. Андрея Рублева. Как только администрацию ЦМиАР возглавил директор Геннадий Попов, остаток тиража этой книги был выброшен на свалку! Квартиры в Москве он не имел. Поэтому спальней ему служил сырой холодный угол Спасского собора. Впрочем, туда он возвращался только к ночи. Весь день он обивал высокие пороги. В своем единственном, аккуратно заштопанном костюме, что, кстати, не мешало ему выглядеть опрятным и держаться с достоинством. Часто случалось ему «пробивать стены».
Давид Арсенишвили – член тбилисского бюро по охране памятников и большой знаток русской культуры. Принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова мон-ря: за помещение Спасского собора, около которого нынешние временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где они разбили футбольное поле. Сначала на месте захоронения основоположника русского национального театра Федора Волкова находилась та самая «выгребная физиологическая уборная», а недавно нынешняя музейная администрация во главе с Г. Поповым устроила по соседству лжемогилу прп. Андрея Рублева прямо на чужих захоронениях. Для него, никогда не имевшего ни своего дома, ни семьи, крошечный коллектив музея стал семьей, с которой он в трудных условиях собирал гибнущие святыни Церкви – основную часть нынешней коллекции музея. Именно эти первые годы жизни музея, полные творческих озарений, чудесных открытий, задали направление собирательской деятельности музея. Его фонды составили исключительно церковные литургические предметы.
В разрушительное время «хрущевских» гонений на Ц. горстка сильных духом ревнителей Православия собирала со всей страны драгоценные жемчужины Православия. За доброе, а, тем более, святое дело, пришлось пострадать. Драматична судьба Арсенишвили – подвижника музейного дела. За год до открытия первой, им же созданной музейной экспозиции, он был уволен. Вернулся в Тбилиси, где через непродолжительное время скончался. Продолжатели его дела, музейщики, еще и теперь не в полной море воздали должное его памяти, так и не усвоили пример его беззаветного служения национальной культуре. На основе редчайших архивных материалов научного архива ЦМиАР, куда входила вся документация по Андроникову мон-рю, а также личные архивы исследователей, занимавшихся этой древнейшей московской обителью, в свое время была издана замечательная книга Нателы Вачнадзе «Арсенишвили Д.: эскизы к творческому портрету», открывавшем музей им. Андрея Рублева. Как только администрацию ЦМиАР возглавил директор Геннадий Попов, остаток тиража этой книги был выброшен на свалку! Квартиры в Москве он не имел. Поэтому спальней ему служил сырой холодный угол Спасского собора. Впрочем, туда он возвращался только к ночи. Весь день он обивал высокие пороги. В своем единственном, аккуратно заштопанном костюме, что, кстати, не мешало ему выглядеть опрятным и держаться с достоинством. Часто случалось ему «пробивать стены».
Комментариев нет:
Отправить комментарий