Шостакович Дмитрий (1906– 1975), композитор, пианист, доктор искусстведения. Родился в Петербурге в семье инженера-химика. В 1923 окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепьяно, в 1925 – по классу композиции. В Москве в Малом зале консерватории 20 марта 1925 г. состоялся 1-й авторский концерт Шостаковича, в котором он сам выступил в качестве пианиста. В эти годы московскими друзьями Шостаковича стали Л. Оборин, М. Квадри, В. Шебалин; Шостакович сблизился с семьей М. Тухачевского – любителя музыки (бывал у него в Чижевском подворье на Никольской улице). В 20–30-х гг., часто приезжая в Москву из Ленинграда, Шостакович показывал свои сочинения Н. Мясковскому, П. Ламму (у которого познакомился с А. Гедике, К. Сараджевым), Н. Жиляеву. В 1928 г. подружился с В. Мейерхольдом и, получив приглашение работать пианистом в его театре, неск. месяцев прожил в Москве, написал музыку к сатирической пьесе В. Маяковского «Клоп», поставленной в 1929 г. в Театре имени В. Мейерхольда. 25 ноября 1928 г. в Большом зале консерватории впервые исполнялись фрагменты сатирической оперы Шостаковича «Нос» (по Н. Гоголю; в Москве опера была полностью поставлена только в 1974 г. в Московском музыкальном камерном театре). 24 января 1934 г. в Театре имени В. Немировича-Данченко прошла премьера оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. Лескову; за 2 сезона опера выдержала 94 представления, однако в 1936 г. была раскритикована в официальной прессе и запрещена. В конце 1937 г. впервые в Москве прозвучала 5-я симфония Шостаковича; симфонией дирижировал Е. Мравинский. 23 ноября 1940 в Малом зале консерватории состоялась премьера фортепианного квинтета, который был исполнен автором и квартетом имени Л. ван Бетховена. Великую Отечественную войну встретил в блокадном Ленинграде, где начал работать над знаменитой 7-й симфонией; 29 марта 1942 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялось ее историческое исполнение оркестром Большого театра под управлением С. Самосуда. В 1943 г. переехал в Москву, стал профессором консерватории по классу композиции (до 1948). Среди его московских учеников – К. Караев, К. Хачатурян, Б. Чайковский. В годы войны в Москве состоялся ряд премьер произведений Шостаковича – 2-й фортепианной сонаты (1943, Малый зал консерватории, исполнял автор), 8-й симфонии (1943, Большой зал консерватории, дирижер Мравинский, которому она посвящена), 2-го струнного квартета (1944). В 1948 г. вновь был обвинен в «антинародном формализме». Следствием этого стало появление ряда произведений Шостаковича с нетипичным для него «упрощенным» музыкальным языком – оратории «Песнь о лесах», музыки к кинофильму «Падение Берлина», кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и некоторых др. При этом Шостакович продолжал работать в излюбленных жанрах симфонии и квартета (17 декабря 1953 состоялась премьера 10-й симфонии). Среди примечательных московских премьер конца 50-х – начала 60-х гг.: 2-й фортепианный концерт (1957), 11-я симфония «1905 год» (1957), 12-я симфония «1917 год» (1961), законченная еще в 1936 4-я симфония (1961), единственная у Шостаковича музыкальная комедия «Москва, Черемушки» (1959, Театр оперетты). В 60-х гг. с Шостаковичем сотрудничал Е. Евтушенко, на стихи которого Шостакович написал 13-ю симфонию (1962) и вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» (1964). Инструментальные произведения Шостаковича тех лет исполняли известнейшие музыканты: 2-й концерт для скрипки с оркестром – Д. Ойстрах (1967), сонату для скрипки и фортепьяно – Ойстрах и С. Рихтер (1969), 2-й концерт для виолончели с оркестром – М. Ростропович (1966). Событием в музыкальной жизни стала премьера трагической 14-й симфонии (1969, исполнена Московским камерным оркестром под управлением Р. Баршая и певцами-солистами Г. Вишневской и М. Решетиным). Последняя, 15-я симфония Шостаковича была впервые исполнена в 1972 г. (под управлением Максима Шостаковича – сына композитора). В сер. 20-х гг. Шостакович, приезжая в Москву, останавливался у Шебалина в Большом Знаменском переулке, у Г. Серебряковой на улице Грановского (ныне Романов переулок), в 1928 г. ненадолго поселился у Мейерхольда – сначала на Новинском бульваре, затем в «доме артистов» в Брюсовом переулке (д. 12); в конце 1941 и марте 1942 гг. останавливался в гостинице «Москва». Весной 1943 г. поселился на Мясницкой улице, 21, в 1945 г. – на Кутузовском проспекте, 37/45, в 1962 г. – в так называемом Доме композиторов в Брюсовом переулке, 8/10 (мемориальная доска). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Имя Шостаковича присвоено струнному квартету Филармонии (1979). В 1995 г. Благотворительным фондом Ю. Башмета учреждена Международная премия имени Шостаковича, образовано Общество любителей музыки Шостаковича. Подготовлена к открытию Музей-квартира Шостаковича в Брюсовом переулке. Организован ряд конкурсов имени Шостаковича, в том числе в 1996 г. Международный детский конкурс пианистов в Москве.
Шостакович родился в Петербурге, был средним из троих детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903–1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908–1990), – ветеринаром. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьезные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своем желании серьезно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича – траурный марш памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарева и Ф. Ф. Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами. Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу – у Н. А. Соква, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал свое первое крупное оркестровое сочинение – Скерцо fis-moll. На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачевым, дирижером Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и »Три фантастических танца» для фортепиано. В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революции, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году. Тяжелая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паек был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через неск. месяцев Шостакович перенес тяжелую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапером в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывал Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паек и персональную стипендию. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. Николаева), а в 1925 году – по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почетный диплом. К счастью, необычный талант музыканта еще раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижер Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии – Отто Клемперер, в США – Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым. В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы »Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы »Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича – обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова). В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930–1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне – театр «Балтийский дом»). Его опера »Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» 28 января 1936 года). В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию – произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трех «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде». С 1937 года Шостакович вел класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором. Находясь в первые месяцы ВОВ в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года – в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвященную Мравинскому Евгению Александровичу) в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображен весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг. В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев. Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию. В 1948-м обвинен в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности, лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году он создает вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году 1-й скрипичный концерт также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил неск. аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, В. Наговицын, Б. Тищенко, В. Успенский (1961–1968). В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» – образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времен (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию. Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлен атмосферой города и музыкой его великого жителя – И. С. Баха, – что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. В 1954 году пишет »Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ. Многие произведения 2-й половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта »Москва, Черемушки». В этом же году, композитор создает 11-ю Симфонию, назвав ее »1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: 1-й концерт для виолончели с оркестром (1959). В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 – СК РСФСР (в 1960–1968 – 1-й секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС. В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 »1917 год» – произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и Факт. сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко – сначала написав поэму »Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней еще четыре части из жизни современной России и ее недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую – которая была исполнена в ноябре 1962 года. После отстранения от власти Н. С. Хрущева, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), 2-й виолончельный (1966) и 2-й скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) – снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных – Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой – смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти). В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969–1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Д. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано. В последние неск. лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. Дмитрий Шостакович умер в Москве. Сын – Максим Шостакович (р. 1938) – дирижер, пианист.
Шостакович родился в Петербурге, был средним из троих детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903–1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908–1990), – ветеринаром. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьезные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своем желании серьезно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича – траурный марш памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарева и Ф. Ф. Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами. Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу – у Н. А. Соква, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал свое первое крупное оркестровое сочинение – Скерцо fis-moll. На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачевым, дирижером Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и »Три фантастических танца» для фортепиано. В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революции, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году. Тяжелая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паек был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через неск. месяцев Шостакович перенес тяжелую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапером в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывал Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паек и персональную стипендию. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. Николаева), а в 1925 году – по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почетный диплом. К счастью, необычный талант музыканта еще раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижер Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии – Отто Клемперер, в США – Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым. В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы »Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы »Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича – обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова). В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930–1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне – театр «Балтийский дом»). Его опера »Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» 28 января 1936 года). В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию – произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трех «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде». С 1937 года Шостакович вел класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором. Находясь в первые месяцы ВОВ в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года – в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвященную Мравинскому Евгению Александровичу) в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображен весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг. В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев. Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию. В 1948-м обвинен в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинен в профнепригодности, лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году он создает вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году 1-й скрипичный концерт также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил неск. аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, В. Наговицын, Б. Тищенко, В. Успенский (1961–1968). В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» – образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времен (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию. Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлен атмосферой города и музыкой его великого жителя – И. С. Баха, – что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. В 1954 году пишет »Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ. Многие произведения 2-й половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта »Москва, Черемушки». В этом же году, композитор создает 11-ю Симфонию, назвав ее »1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: 1-й концерт для виолончели с оркестром (1959). В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 – СК РСФСР (в 1960–1968 – 1-й секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС. В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 »1917 год» – произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и Факт. сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко – сначала написав поэму »Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней еще четыре части из жизни современной России и ее недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую – которая была исполнена в ноябре 1962 года. После отстранения от власти Н. С. Хрущева, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), 2-й виолончельный (1966) и 2-й скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) – снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных – Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой – смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти). В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969–1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Д. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано. В последние неск. лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. Дмитрий Шостакович умер в Москве. Сын – Максим Шостакович (р. 1938) – дирижер, пианист.
Комментариев нет:
Отправить комментарий