Всеволод Мейерхольд (1874–1940) – режиссер, актер, театральный деятель, педагог, создатель актерской системы «биомеханика». Родился в семье немецких лютеран. В 1895 году, окончив гимназию в Пензе, уехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского ун-та, где проучился 2 семестра. В этом же году принял православие под именем Всеволода. В 1896 году поступил в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс В. Немировича-Данченко. В 1898 году окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. В 1898 года играл Василия Шуйского в премьерном спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого в постановке А. Станиславского и В. Немировича-Данченко в Московском художественном театре (МХТ). В 1902 году узнал, что не включен в число пайщиков – учредителей театра, и ушел из МХТа. После этого совместно с А. Кошеверовым собрал труппу в Херсоне, выступив как режиссер и антрепренер. Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах – в 1902–1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно ок 200 спектаклей. В 1906 году В. Комиссаржевская предложила Мейерхольду возглавить Театр на Офицерской в Петербурге. В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей – ни одна постановка не была похожа на предыдущую. В них Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А. Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро – один из шедевров его театральной деятельность. И в этом же году сотрудничество с театром Комиссаржевской закончилось по ее предложению. В 1908 году директор Императорских театров В. Теляковский предложил Мейерхольду работать на сцене Императорских театров в Петербурге. Мейерхольд поставил пьесы «Дон Жуан» Мольера в 1910 году, «Живой труп» Л. Толстого, «Гроза» А. Островского в 1916 году, «Маскарад» М. Лермонтова в 1917 г. на сцене Александринского театра. В Мариинском театре его оперные спектакли «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, поставленный в 1909 году, «Орфей» В. Глюка, в постановке 1911 года, пользовались успехом. В 1917 году после октябрьского большевистского переворота Мейерхольд возглавил движение «Театральный октябрь» с программой полной переоценки эстетики театра и его политической активности. В 1918 году вступил в партию большевиков. В этом же году поставил пьесу «Мистерию-буфф» В. Маяковского. На курсах мастерства сценических постановок он вел преподавание «биомеханики» в Петрограде. В 1919–1920 годы находился в Крыму и на Кавказе. В 1920 – 1921 годы стал заведующим ТЕО, проводя теорию и практику программы «Театральный октябрь», обозначая «биомеханикой» сценическое движение. В 1920 году возглавил свой «Театр-РСФСР-I». В 1921 году поставил спектакль «Мистерия-Буфф» В. Маяковского. В 1922 году театр Всеволода Мейерхольда назывался «Театр Актера» и Театр ГИТИСа. В этом же году он женился на Зинаиде Райх. В 1923 году его театр был переименован в Театр имени Мейерхольда. В 1926 году – гос. театр имени Всеволода Мейерхольда. Параллельно работе в своем театре в 1922–1924 годах он руководил Театром Революции, где в 1923 году поставил «Доходное место» А. Островского. В 1928 был поставлен спектакль «Горе уму» («Горе от ума») А. Грибоедова. В 1929 году была поставлена пьеса «Клоп» В. Маяковского. Во 2-й половине 1930 годов искусство Мейерхольда было названо чуждым народу – появлялись статьи в прессе о его враждебности советской действительности. 8 января 1938 года был опубликован приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда». В этом же году К. Станиславский предложил Мейерхольду работать режиссером в его оперном театре. 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. В его квартире в «Доме артистов» в Брюсовом переулке, 12, в Москве был обыск – в протокол записали жалобу Зинаиды Райх, его жены, на методы агентов НКВД. Скоро она была убита. После допросов с пытками Мейерхольд подписал обвинительные показания по статье 58–й УК РСФСР: «Меня здесь били – больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам, боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток». В 1940 году заседание Военной коллегии Верховного суда СССР приговорило Мейерхольда к расстрелу, 2 февраля приговор был приведен в исполнение.
Всеволод Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Майергольд; 28 января (9 февраля) 1874, Пенза – 1940, Москва) –театральный режиссер, актер и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика». Был восьмым ребенком в лютеранской немецкой семье виноз-дчика Эмилия Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины (урожденной Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского ун-та. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил свое имя на Всеволод – в честь любимого писателя В. М. Гаршина. В 1896 году он перешел на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 27 октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского. В 1902 году Мейерхольд с группой актеров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссерскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902–1905 годах было поставлено ок 200 спектаклей. В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали ее назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счел возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашен В. Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссера ее собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева. В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссер и актеры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодежном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница – сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». В Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад М. Лермонтова (1917). В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика»(художник – Головин, балетмейстер – Фокин). Член партии большевиков с 1918 года. Работал в Тео Наркомпроса. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил неск. смен власти, арестовывался белой контрразведкой. С сентября 1920 г. по февраль 1921 г. – заведующий ТЕО. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. Гос. театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве в 1920-м первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актера» и Театр ГИТИСа, с 1923 – Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус гос.. В 1922–1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж – для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, – Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы – мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой – зачем? – он ответил: из честности». 8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссера в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке был произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «Меня здесь били – больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток». Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссера к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Вс.Э.Мейерхольда Мария Валентей еще в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб ее дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник – ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: «Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“. В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда – «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. – 1942 г. включ.“ на кладбище московского крематория у Донского мон-ря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.)». В 1955 году Верховный суд СССР реабилитировал Мейерхольда.
Всеволод Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Майергольд; 28 января (9 февраля) 1874, Пенза – 1940, Москва) –театральный режиссер, актер и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика». Был восьмым ребенком в лютеранской немецкой семье виноз-дчика Эмилия Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины (урожденной Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского ун-та. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил свое имя на Всеволод – в честь любимого писателя В. М. Гаршина. В 1896 году он перешел на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс В. Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 27 октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского. В 1902 году Мейерхольд с группой актеров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссерскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902–1905 годах было поставлено ок 200 спектаклей. В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали ее назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счел возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашен В. Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссера ее собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева. В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссер и актеры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодежном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница – сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». В Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад М. Лермонтова (1917). В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика»(художник – Головин, балетмейстер – Фокин). Член партии большевиков с 1918 года. Работал в Тео Наркомпроса. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил неск. смен власти, арестовывался белой контрразведкой. С сентября 1920 г. по февраль 1921 г. – заведующий ТЕО. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением. Гос. театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был создан в Москве в 1920-м первоначально под названием «Театр РСФСР-I», затем с 1922 года назывался «Театр Актера» и Театр ГИТИСа, с 1923 – Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус гос.. В 1922–1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж – для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, – Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы – мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой – зачем? – он ответил: из честности». 8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссера в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссером театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто». 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке был произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. Молотову: «Меня здесь били – больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток». Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссера к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Вс.Э.Мейерхольда Мария Валентей еще в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб ее дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник – ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: «Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“. В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда – «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. – 1942 г. включ.“ на кладбище московского крематория у Донского мон-ря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.)». В 1955 году Верховный суд СССР реабилитировал Мейерхольда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий