понедельник, 16 марта 2020 г.

Бересенев Иван (режиссер)

Иван Берсенев (1889–1951) родился 11 (23) апреля 1889 года в Москве. Детство и юность провел в Киеве; отец, управляющий торговой фирмой, умер, когда сыну было 7 лет. Увлекаться театром Берсенев начал еще в гимназии, посещал спектакли с участием М. Заньковецкой, П. Саксаганского, Е.А. Лепковского. В восьмом классе гимназии поступил в драматическую школу А.А. Лепковского. Участвовал в любительских спектаклях, ездил с группой молодых актеров на гастроли в Бердичев и Житомир. Гимназистам запрещалось выступать на сцене, и он изменил свою фамилию на Берсенев. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Киевского ун-та. Участвовал в любительских спектаклях в Народном доме. В роли купца Федора Ластовкина (Рабочая слободка Е. Карпова) привлек внимание антрепренера Киевского театра Соловцова И. Дуван-Торцова, который и пригласил его в свою труппу. В 1907 году Берсенев поступил в труппу Театра Соловцова, первая роль – Родэ в «Трех сестрах» А.П. Чехова в постановке К.А. Марджанова (Марджанишвили), встречу с которым актер считал счастливым событием в своей актерской судьбе. Играл Морица (Пробуждение весны Ф. Ведекинда), Константина (Чертушка А. Амфитеатрова). В следующем сезоне вместе с Марджановым перешел в Одессу в антрепризу М. Багрова, затем режиссер Н.А. Попов снова пригласил его в Соловцовский театр. С успехом исполнял ведущие роли в пьесах А.Н. Островского – Митя (Бедность не порок), Жадов (Доходное место), Иоганнес («Одинокие» Г. Гауптмана), Малькольм (Макбет У. Шекспира), герцог Рейхштадтский («Орленок» Э. Ростана), Глуховцев («Дни нашей жизни» Л. Андреева), Арман («Дама с камелиями» А. Дюма-сына) и других. 15 апреля 1911 года Берсенев был принят в труппу Московского Художественного театра. Его первые роли в МХТ: Фортинбрас («Гамлет», постановка Г. Крэга, реж. К. Станиславский и Л. Сулержицкий), Судебный следователь («Живой труп» Л.Н. Толстого). За годы работы в Художественном театре (1911–1919) сыграл ок 20 ролей. После голодной московской зимы 1918–1919 годов Берсенев задумал гастроли артистов МХТ на Украине. Гастролируя в Харькове, группа во главе с В.И. Качаловым оказалась отрезанной от Москвы событиями гражданской войны – в город вступила добровольческая армия Деникина. Начались гастрольные странствия «качаловской группы» сначала по югу России (Крым, Одесса, Ростов, Екатеринодар, Поти, Тифлис, Батуми), затем за рубежом (Константинополь, София, Белград, Загреб, Вена, Прага, Братислава, снова Вена, Берлин и другие). В мае 1922 года группа вернулась в Москву. 1 декабря 1922 года Берсенев был приглашен в 1-ю Студию МХТ как актер и член правления студии, которая 7 сентября 1924 года была реорганизована в МХТ 2-й. Его возглавил Михаил Чехов, главным помощником стал Берсенев. После решения Михаила Чехова в 1928 покинуть пост директора и художественного руководителя МХАТа 2-го, Берсенев назначен сначала заместителем директора, а потом директором и художественным руководителем театра. Как режиссер впервые выступил в 1925 году, поставив пьесу Н. Венкстерн «В 1825 году» (совместно с Б. Сушкевичем), в 1929 году вместе с А. Чебаном поставил пьесу А. Афиногенова «Чудак» (исполнил роль Горского), имевшую большой успех (более 500 представлений). Затем последовали «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому (1932), «Часовщик и курица» И. Кочерги (1934, совм. с С. Бирман), «Мольба о жизни Деваля» (1935, с реж. Б. Нордом). В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт. Берсенев два года работал в Театре им. МОСПС как актер и режиссер. С 1938 по декабрь 1951 года Берсенев – актер и бессменный руководитель Театра им. Ленинского комсомола. Берсенев снимался мало. Его первая роль – в фильме «Слезы» (реж. Е. Бауэр, 1914).

Комментариев нет:

Отправить комментарий