понедельник, 16 марта 2020 г.

Василенко Сергей (композитор)

Василенко Сергей (1872, Москва – 1956, там же) – композитор, дирижер. Из дворянской семьи. В 1895 г. окончил юридический факультет Московского ун-та, в 1901 г. – Московскую консерваторию (ученик С. Танеева, М. Ипполитова-Иванова, В. Сафонова); с 1906 г. преподавал там же композицию и инструментовку (с 1907 г. профессор), среди учеников – А. Александров, Н. Голованов. Автор 9 опер (в том числе впервые поставлены в Москве «Сын Солнца», 1929, «Суворов», 1942), 8 балетов («Иосиф Прекрасный», 1925; «Лола», 1943; «Мирандолина», 1949, и др.), 5 симфоний, свыше 10 симфонических поэм и сюит, свыше 200 романсов, музыки к театральным постановкам. Заметное место в музыкальной жизни Москвы заняли проводившиеся Василенко в 1907–17 гг. циклы общедоступных «Исторических концертов», в которых звучала музыка 12-20 вв.; цены на абонементы были предельно низкими; расходы покрывались частично из личных средств композитора. В 1925 г. – один из инициаторов создания музыкальной редакции Всесоюзного радио. Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полет ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в сов. время неоднократно использует ее мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко – автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году. Написал неск. дополнительных номеров к балету Ц. Пуни «Эсмеральда» в редакции Р. М. Глиэра.

В Москве:

Значительную роль в музыкальной жизни Москвы играл композитор и дирижер С. Н. Василенко (1872-1956). Огромной популярностью у учащейся и рабочей аудитории пользовались организованные им «Исторические концерты» (1907-1917 гг.), посвященные развитию мировой и русской музыки. В них принимали участие С. И. Танеев, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов. До сер. 1900-х годов композитор жил в доме № 18 по Б. Чернышевскому переулку (Вознесенский пер. – прим. ред.), затем - в доме № 31 на Б. Никитской улице. Отсюда в конце 1900-х годов он переехал в дом № 24 по той же улице. После Великой Октябрьской социалистической революции, как вспоминает Василенко, он «оказался первым среди московских композиторов, кто явился... с предложением своих услуг государству». Музыкант возглавлял Концертно-организационное бюро Москвы, руководил массовыми концертами в Сокольниках, выступал с лекциями в клубах и военных госпиталях. Василенко проявлял большой интерес к музыкальному народному творчеству, сочинил 1-й в истории музыки концерт для балалайки с симфоническим оркестром и неск. произведений для народных инструментов. Откликаясь на современные темы, Василенко написал «Арктическую симфонию» (1934 г.), посвященную челюскинцам, оперу «Великий канал» (1940 г.) - о строительстве Ферганского канала. Большим творческим достижением композитора были опера «Суворов» (1941 г.) и балеты «Акбиляк» (1942 г.) и «Мирандолина» (1946 г.). В советские годы Василенко жил на Арбате в доме № 4, затем - в Брюсовском переулке в доме № 7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий