Мария Максакова (1902, Астрахань – 1974, Москва) – оперная певица (лирическое меццо-сопрано), педагог. Родилась в Астрахани в семье служащего, саратовского мещанина Петра Васильевича Сидорова (1862–1906) и астраханской мещанки Людмилы Беляевой, отец которой происходил из крестьян Вятской губернии. Пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище у В. Н. Бородина. В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, она исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Становление Максаковой как певицы происходило в Астраханском театре оперы, (ныне – Астраханский гос. театр оперы и балета), под руководством мужа и учителя М. К. Максакова. В 1923 году М. П. Максакова вместе с мужем переехала в Москву. Сергей Лемешев оставил интересные воспоминания о московском дебюте Максаковой (партия Амнерис в «Аиде» Дж. Верди). Лемешев отмечает: «Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У нее была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности». В 1923–1924 и вновь в 1928–1953 – солистка Большого театра. В 1925–1927 была солисткой Ленинградского театра оперы и балета. Участвовала в постановке первой советской оперы «За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака, где исполнила партию Даши. За 30 лет сценической деятельности было спето множество центральных партий, лучшими из которых стали: Марфа в «Хованщине»; Марина Мнишек в «Борисе Годунове»; Ганна в «Майской ночи»; Весна и Лель в «Снегурочке»; Любаша в «Царской невесте»; Кармен; Ортруда в «Лоэнгрине»; Далила; Шарлотта в «Вертере». Положение Максаковой неск. пошатнулось в годы репрессий. Дочь певицы Людмила Максакова впоследствии рассказывала: «Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих. После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нем могла находиться певица с такой биографией? Ее и балерину Марину Семенову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось». Партии в операх Мусоргского принесли певице две Сталинские премии. Судя по сохранившимся грамзаписям, Марина и Марфа Максаковой были несомненными и в своем роде неповторимыми исполнительскими шедеврами. В 1938–1941 годах Максакова участвовала в спектаклях Гос. ансамбля оперы под руководством И. Козловского. В концертном репертуаре певицы – романсы П. Чайковского, вокальные циклы Р. Шумана, произведения советских композиторов, русские народные песни. Часто выступала с Русским народным оркестром им. Н. Осипова. Максакова преподавала вокальное искусство в ГИТИСе, где являлась доцентом, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой. Оставила воспоминания. Первым мужем и учителем Марии Максаковой был известный еще до революции баритон и музыкальный деятель Максимилиан Максаков. 2-й муж – дипломат и агент внешней разведки Я. Давтян (Давыдов) – был репрессирован в 1937 году. Отцом дочери, актрисы Людмилы Максаковой, был баритон Большого театра Александр Волков; спустя два года после рождения дочери он эмигрировал в США. Внучка (и тезка) – Мария Максакова – стала оперной певицей. Коллега Максаковой по Большому театру певец Сергей Лемешев: «Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть «недожать“, чем «пережать“ (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю легкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники. Музыкальная чуткость Максаковой проявляется во всем, в том числе и в ее любви к концертной деятельности, к камерной литературе. Трудно определить, какая именно сторона творческой деятельности Максаковой – оперная сцена или концертная эстрада – завоевала ей такую широкую популярность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий