Антонина Нежданова (1873 – 1950) – оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Родилась 1873 (по другим источникам – 1873) в селе Кривая Балка, ныне в черте города Одесса, Украина. Родители Неждановой – сельские учителя. В детстве пела в церковных хорах. В 1883–1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. Неждановой). Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе – в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди. Среди других исполненных ей партий – Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лакме (одноименная опера Л. Делиба), Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова) и многие другие. Наибольшую известность Неждановой принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова. Помимо оперных партий Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым. В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные – русские, украинские и белорусские песни. С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К. С. Станиславского, в 1943–1950 годах – в МГК имени П. И. Чайковского (профессор с 1943 года). По отзывам критики, голос Неждановой отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойденной техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, А. В. Нежданова, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.
Родилась 1873 (по другим источникам – 1873) в селе Кривая Балка, ныне в черте города Одесса, Украина. Родители Неждановой – сельские учителя. В детстве пела в церковных хорах. В 1883–1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. Неждановой). Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе – в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди. Среди других исполненных ей партий – Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лакме (одноименная опера Л. Делиба), Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова) и многие другие. Наибольшую известность Неждановой принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова. Помимо оперных партий Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым. В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные – русские, украинские и белорусские песни. С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К. С. Станиславского, в 1943–1950 годах – в МГК имени П. И. Чайковского (профессор с 1943 года). По отзывам критики, голос Неждановой отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойденной техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, А. В. Нежданова, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий