понедельник, 16 марта 2020 г.

Шадр Иван

Иван Шадр (настоящая фамилия – Иванов; 1887 – 1941) – художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».

Родился в городе Шадринск (ныне Курганская область) в многодетной семье столяра (14 детей). В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в свое время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошел до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии. В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Ин-т изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом ин-те. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву. В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.

Крупнейшим советским скульптором был Иван Шадр (Иванов, 1887-1941). Он родился в Шадринске, в семье плотника. Фигуры его «Рабочего», «Крестьянина», «Красноармейца» и «Сеятеля» воспроизведены на наших денежных знаках и почтовых марках. Большой популярностью пользуется его скульптура «Булыжник - оружие пролетариата». 
Замечательным произведением советской монументальной скульптуры является созданный им памятник В. И. Ленину, воздвигнутый на плотине Закавказской гидроэлектростанции. В 1951 г. на площади у Белорусского вокзала был установлен памятник А. М. Горькому, выполненный по эскизу Шадра В. И. Мухиной и ее помощниками Н. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой. 
Шадр Иван (1887 ‒ 1941) – скульптор. Родился в Шадринске Курганской обл. Учился в художественно-пром. школе в Екатеринбурге у Т. Залькална (1903‒07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1907‒08), в Париже (1910‒11), где пользовался советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911‒12). Член общества русских скульпторов (ОРС; с 1926). Ранние произведения Ш. (проект памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлен) отмечены влиянием стиля модерн. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Под влиянием революционной действительности тяготение Ш. к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик [«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все ‒ гипс, 1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская галерее)]. В скульптуре «Булыжник ‒ оружие пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ революционного порыва народных масс. С 1924 Ш. много работал над образом В. Ленина. Одним из лучших советских монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Грузинская ССР); образ вождя раскрывается в своем историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой гидростанции и ее плотиной. Итогом поисков Ш. в области монументальной скульптуры стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея.; осуществлен В. Мухиной совместно с Н. Зеленской и З. Ивановой]. Тенденция к символической обобщенности образов характерна также для исполненных Ш. портретов: «Мать» (гипс, 1922, собр. Т. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький. Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н. Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество Ш., исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.

Шадр жил в 1920-х годах в доме № 60 по Большой Полянке, в 1937-1941 годах - в доме № 7 по Брюсовскому переулку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий