воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Исаев Алексей (авиаконструктор)

Алексей Исаев (1908 – 1971) – инженер-двигателист. Соавтор самолета БИ-1. Изобрел ЖРД закрытого цикла.

Родился в Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета Михаила Исаева. В декабре 1931 года окончил Московский горный институт. Работал в крупных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате. С октября 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В. Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, где занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С». С 1939 года в роли ведущего конструктора опытного самолета «И». С июля 1940 года КБ В. Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ-1» – первого в СССР полноценного самолета с жидкостным ракетным двигателем, на котором 15 мая 1942 года летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил первый полет. А. М. Исаев сначала работал над доводкой существующего двигателя самолета (предоставленного НИИ-3), позднее – над созданием нового двигателя РД-1 для этого самолета. В 1944 году назначен главным конструктором КБ. В период с 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов, изучавших немецкую ракетную технику. В 1946 году по идее А.М. Исаева в его КБ была испытана цельносварная камера сгорания ЖРД, обеспечившая значительно более надежную работу двигателя, чем применявшееся ранее камеры. В 1947 году в НИИ-1 МАП создается ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, которое участвует в работах по ракетной технике. В мае 1948 года оно передается в НИИ-88 Министерства вооружения, где преобразуется в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. В этот период ОКБ Исаева отработало двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». При разработке двигателя тягой 8 тс для ракеты «205» С.А. Лавочкина разработчики столкнулись необъяснимыми тогда явлениями: ЖРД взрывался на стенде на первых секундах работы. Гораздо позже выяснилось, что виной тому – низкочастотные колебания. Исаев решил проблему установкой антипульсионных перегородок. В дальнейшем метод Исаева широко применялся в конструкциях советских ракет. В 1952 году на базе отдела №9 образуется ОКБ-2 НИИ-88. Успехи Исаева вызвали заинтересованность С.П. Королева, который применяет восьмитонный двигатель Исаева на высококипящих компонентах в своей ракете малой дальности Р-11 и ее флотской модификации Р-11ФМ. Это положило основу дальнейшего использования ЖРД КБ Исаева на флотских ракетах, даже после передачи этой тематики от Королева в СКБ-385 В.П. Макеева. C 1954 года разрабатываются новые ЖРД с ТНА для 2-й ступени ракет ЗРК С-75 и четырехкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В декабре 1958 году ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А.М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88. ОКБ разрабатывает тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток», которая в дальнейшем применяется и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2». ...Никита Сергеевич, широко улыбаясь... говорил приятности, чокался. Королев представил ему Исаева:

– А это, – сказал Сергей Павлович, – тот самый чел., который тормозит все наше дело...

Хрущев понял, рассмеялся, снова благодарил.

– Голованов Я.К. Королев: факты и мифы. Том 2. 

Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ – корректирующе-тормозные двигательные установки, которые используются во всех космических кораблях серии «Союз». Кроме того, КТДУ КБ Исаева используются на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках («Молния», «Космос») и межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера», «Зонд». По программе Н1-Л3 для полета человека на Луну были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (ЛОК) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД. С 1967 года ОКБ-2 переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий