среда, 15 апреля 2020 г.

Крымов Николай

Крымов Николай (1884, Москва – 1958, там же), живописец-пейзажист, член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Сын художника П.А. Крымова. Учился в МУЖВЗ (1904–11) у В.А. Серова. Преподавал в Пречистенском практическом институте, во Вхутемасе (1920–22) и Художественном училище памяти 1905 года (1934–39). Был дружен с К.А. Коровиным, И.С. Остроуховым, Н.Н. Сапуновым, актерами М.М. Тархановым, И.М. Москвиным. Участник выставки «Голубая роза», выполнял графические работы для журнала «Золотое руно» (1907). Член Союза русских художников (с 1910). В 1910-х гг., разрабатывая особый романтически-обобщенный и декоративно выразительный тип пейзажа, Крымов неоднократно обращался к видам Москвы, стремился передать их неповторимый цветовой строй. В серии этюдов («Крыши под снегом», «Солнечный день», оба – 1906) и в созданной на их основе картине «К весне» (1907; все – в ГТГ) запечатлел камерный поэтический образ уютных московских двориков, тонко подмеченные и переданные характерные приметы ранней московской весны; используя приемы лубка и прибегая к некоторой грубоватой геометрической упрощенности форм, яркости цвета, «наивной» повествовательности, Крымов придавал облику города несколько сказочный, «игрушечный» характер, усиливая ощущение ясности, нетрадиционности восприятия («Московский пейзаж. Радуга», 1908, ГТГ). С 1914 систематически работал на натуре («Весна. Задворки», конец 1920-х гг., ГТГ), сочетал свежесть и остроту непосредственного видения с законченной художественной цельностью; с конца 1920-х гг. особенно тяготел к созданию широко расстилающихся перед зрителем видов («Утро в Центральном парке им. Максима Горького», 1937, ГТГ). Работал как театральный декоратор, выполнил для театра Незлобина в красочно-лубочном стиле декорации пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского (1910), для МХАТа – декорации пьес «Горячее сердце» (1926), «Таланты и поклонники» (1933) Островского, «Унтиловск» Л.М. Леонова (1928).

Комментариев нет:

Отправить комментарий