четверг, 2 апреля 2020 г.

Герасимов Александр (художник)

Герасимов Александр (1881–1963) – художник, член Академии художеств (1947), доктор искусствоведения. Из Тамбовской области. В 1903–15учился в МУЖВЗ у А. Архипова и К. Коровина. В 1915призван в армию. С 1918жил в Козлове, участвовал в оформлении города по революционным праздникам. В 1925переехал в Москву и вступил в Ассоциацию художников революционной России. Работал над пейзажами, но затем переключился на портрет, и на этом поприще получил признание компартии. В 1929-30создал полотно «Ленин на трибуне», проникнутое героическим пафосом, и сразу стал широко известен. Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Самые известные работы Герасимова этого периода: «Выступление И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)», «Сталин среди командиров 1-й Конной армии», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», «И.В. Сталин и А.М. Горький в Горках», «Гимн Октябрю», посвященный заседанию в Большом театре в честь 25-летия революции. В 1938–39 создал много портретов Сталина, признанных каноническими («любимейший художник Кремля и Сталина»). В 1939-54– пред. оргкомитета Союза советских художников. С 1947– президент Академии художеств СССР, когда она была создана. В 1945создал картины «Тегеранская конференция руководителей трех великих держав» и «Московское совещание министров иностранных дел трех великих держав». В послевоенный период самыми известными стали работы Герасимова «Портрет И.В. Сталина», «Портрет К.Е. Ворошилова», «Портрет В.М. Молотова», «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова». Копии с этих картин украшали многие учреждения, они были широко растиражированы СМИ. В 1950вступил в ВКП(б). Был известен как демократичный в общении чел.. В 1950–51вместе с мастерской Академии художеств создал грандиозное полотно «Великая клятва» о выступлении Сталина на 2-м съезде Советов. Художник не знал меры лести в своих изображениях вождя и в высказываниях о нем. Он писал, что Сталин высказывал ценнейшие для художников замечания, касающиеся самой темы их ремесла, хотя на самом деле Сталин был равнодушен к живописи, если она не касалась его собственного изображения. После смерти Сталина влияние Герасимова стало постепенно сходить, а после XX съезда КПСС он полностью был отстранен от дел. В 1957Герасимов потерял пост президента академии и не выставлялся, его картины убрали в запасники. Когда одна из его знакомых критиков встретила Герасимова на ул. и спросила, как у него дела, Герасимов ответил: «В забвении, как Рембрандт». Герасимов единственный по указанию Ворошилова получил в собственность дом на месте сквера на ул. Венецианова. В этом доме он написал почти все свои работы – в том числе, портрет балерины Ольги Лепешинской. Здесь, под ковром в мастерской, Герасимов почти 20 лет прятал свою картину «Первая конная армия», получившую высшую награду на Всемирной выставке в Париже. Пока шла выставка, центральная фигура композиции – Константин Озолин был расстрелян, и картина стала «неполиткорректной».

Комментариев нет:

Отправить комментарий