воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Шпаликов Геннадий

Геннадий Шпаликов (1937 – 1974) –  поэт, кинорежиссер, киносценарист.
Родился в Карелии в семье военного инженера Федора Шпаликова. В июле 1955 года окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского р-на. Там же, в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы. С 1956 по 1961 год учился во ВГИКе на сценарном факультете. Первая крупная сценарная работа Шпаликова – снятый Марленом Хуциевым кинофильм «Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре; из него был исключен ряд сцен. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой цензурных ограничений. В 1964 году фильм все же вышел на экраны в сокращенном варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков – создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и проч. В 1962 году выступил сценаристом для режиссера Георгия Данелия, приступавшего к съемкам фильма «Я шагаю по Москве». Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через утверждения в многочисленных инст.х, вносивших свои замечания и исправления. Тем не менее, картина была хорошо принята зрителями. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съемочной площадке). В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена – Наталья Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими»), актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки. В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» – как оказалось впоследствии, единственная режиссерская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Инна Гулая и Кирилл Лавров. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясен Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной. В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» (режиссер Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов), считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино. Затем у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма – «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактера. Тем не менее, Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать. На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причем, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушел из дома, перебивался временным жильем у друзей и знакомых. В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвел черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой на Венецианском кинофестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счет потиражных выплат. В последние годы жизни Геннадий Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по дошедшим фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла. В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов «Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать – не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел». Повесился в доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач в Переделкино).

Комментариев нет:

Отправить комментарий