Михаил Румянцев (1901 – 1983) – артист цирка (клоун), актер.
Родился в Петербурге. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса. 1922 – переехал в город Старица (ныне Тверская область). Там устроился писать плакаты для городского театра. 1925 – будучи с театром на гастролях, остался в г. Тверь и работал оформителем плакатов. В этом же году М. Н. Румянцев переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов. 1926 – увидев рядом с собой Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, М. Н. Румянцев решает стать артистом. Он поступает на курсы сценического движения, после чего поступает в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков, который вел будущий гл. режиссер Цирка на Цветном Бульваре Марк Соломонович Местечкин. С 1928 года М. Н. Румянцев стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. 1930 год – окончил школу циркового искусства (ныне – ГУЦЭИ). После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград). 1932 год – решил отказаться от образа Чарли. С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм. С 1936 года переведен в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку – маленького скотч-терьера по кличке Клякса; Так началась карьера Карандаша как клоуна. Выступления Карандаша отличались динамичностью, сатирой, отражавшими наболевшие моменты в обществе. Например, приезжая на гастроли в другой город, Карандаш заранее узнавал какое-либо популярное в городе местечко и обязательно вставлял его название в свои клоунады. Этот необычный прием вызывал в публике одновременно и удивление, и смех. О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопченой колбасы, ананасами и прочим (все это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал – ждал, что скажет Карандаш. Тогда Карандаш громко говорил: «Я молчу, потому, что у меня все есть. А вы почему?!» В 1940–1950 годы Карандаш стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане – аншлаг был гарантирован. К своей профессии Карандаш относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
Родился в Петербурге. В 1914 году поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), но учился без интереса. 1922 – переехал в город Старица (ныне Тверская область). Там устроился писать плакаты для городского театра. 1925 – будучи с театром на гастролях, остался в г. Тверь и работал оформителем плакатов. В этом же году М. Н. Румянцев переехал в Москву, где устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни» и рисовал афиши для кинофильмов. 1926 – увидев рядом с собой Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, М. Н. Румянцев решает стать артистом. Он поступает на курсы сценического движения, после чего поступает в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков, который вел будущий гл. режиссер Цирка на Цветном Бульваре Марк Соломонович Местечкин. С 1928 года М. Н. Румянцев стал появляться на публике в клоунском образе Чарли Чаплина. 1930 год – окончил школу циркового искусства (ныне – ГУЦЭИ). После этого работал в цирках Смоленска, Казани, Сталинграда (ныне Волгоград). 1932 год – решил отказаться от образа Чарли. С 1935 года начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш. Одновременно вырабатывал свой сценический образ, подбирая манеру выступления, костюм. С 1936 года переведен в Московский цирк. Публика столицы с интересом приняла нового артиста. Примерно в это же время решил добавить в свой сценический образ собаку – маленького скотч-терьера по кличке Клякса; Так началась карьера Карандаша как клоуна. Выступления Карандаша отличались динамичностью, сатирой, отражавшими наболевшие моменты в обществе. Например, приезжая на гастроли в другой город, Карандаш заранее узнавал какое-либо популярное в городе местечко и обязательно вставлял его название в свои клоунады. Этот необычный прием вызывал в публике одновременно и удивление, и смех. О «политических» шутках знаменитого клоуна тоже ходили легенды. Например, во времена брежневского «застоя» Карандаш выходил на манеж с огромной «авоськой», битком набитой всякими дефицитными деликатесами: банками с икрой, батонами сырокопченой колбасы, ананасами и прочим (все это было, конечно, муляжами). Выходил и молчал. И весь зал тоже молчал – ждал, что скажет Карандаш. Тогда Карандаш громко говорил: «Я молчу, потому, что у меня все есть. А вы почему?!» В 1940–1950 годы Карандаш стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Одними из таких были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане – аншлаг был гарантирован. К своей профессии Карандаш относился очень добросовестно и тщательно. Требовал безукоризненной точности в работе от своих помощников, осветителей, униформистов. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий