вторник, 31 марта 2020 г.

Кондратюк Юрий

Кондратюк Юрий (1897 – 1942) – один из пионеров разработки основ космонавтики. Родился в Полтаве. В 1916 окончил гимназию в Полтаве. В нач. 1917 заинтересовался проблемами межпланетных сообщений и вскоре закончил рукописную работу, посвященную этим вопросам: «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919), в которой независимо от К. Циолковского вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание 4-ступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболой дальнего сопла, турбонасосного агрегата для подачи топлива, регуляторов, системы управления ракетой от гироскопов с приводом на поворотную выходную часть сопла и применением плавающих гироскопов для ориентации. В этой работе К. предложил: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; для экономии энергии при полетах к небесным телам выводить космический корабль на орбиту их искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль использовать небольшой взлетно-посадочный аппарат, отделяемый от корабля; располагать базы снабжения космических кораблей на орбите спутника Луны или на Луне и, используя солнечную энергию, добывать топливо из лунных пород; использовать гравитационное поле встречных небесных тел для до разгона или торможения космических аппаратов при полете в Солнечной системе. В этом же труде К. рассматривает: использование солнечной энергии с помощью зеркал-кон.нтраторов для нужд космического корабля и системы больших зеркал на орбитах искусственных спутников для освещения планет, изменения их климата, для межпланетной сигнализации; электростатические ракетные двигатели, работающие на катодных лучах, порошках и тонкопульверизируемой жидкости. В 1929 в Новосибирске вышла его книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, более подробно рассмотрено большинство перечисленных выше проблем и сделан ряд дополнительных предложений: ракетно-артиллерийское снабжение искусственных спутников с Земли; использование в качестве горючего ракетных топлив некоторых металлов с высокой теплотой сгорания, металлоидов и их водородных соединений, в частности бороводородов. К. исследовал проблему тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере. Научный и практический интерес представляет также описание устройства отдельных частей межпланетного корабля, органов его управления и стабилизации. В трудах К. ряд вопросов ракетодинамики, ракетостроения и др. проблемы, связанные с освоением космического пространства, нашли новые решения, многие из которых используются по мере развития космонавтики.
Наряду с разработкой проблем космонавтики известна изобретательская деятельность К. в области промышленной энергетики и др. областях. Именем К. назван кратер на обратной стороне Луны.

Александр Шаргей родился 21 июня 1897 года в Полтаве. В 13
лет осиротел и воспитывался дедушкой и бабушкой. В 1916 году окончил полтавскую мужскую гимназию. Позже, в 1930 году он писал К. Циолковскому: «С 16-летнего возраста – с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни». А пока Александр Шаргей поступаил в Петроградский политехнический институт, однако успел проучиться всего три месяца. 11 ноября его призвали в армию и направили сначала на курсы прапорщиков, а затем – на Южный фронт. В Гражданскую войну прапорщика А. И. Шаргея принудительно мобилизовали
в деникинскую армию. Перед отправкой на передовую, бросив все, в том числе и документы, он бежал. Два года жил «беспаспортным», перебиваясь случайными заработками. В 1921 в его руки попали документы умершего 1 марта 1921 ЮрияКондратюка, студента Киевского университета. С того времени и до кон. своих дней Александр жил под этим
именем, под ним вошел и в историю мировой космонавтики. Далее он уехал на Северный Кавказ, здесь заканчил начатую в гимназические годы монографию «Завоевание межпланетных пространств» – свой главный
научный труд. С 1927 по 1932 Юрий жил в Новосибирске
и работал в конторе «Хлебопродукт». В январе 1929 года он все же издал «Завоевание» – на собственные средства, тиражом 2000 экземпляров. В Сибири Кондратюк строил элеваторы, механизированные склады-зернохранилища и тому подобное. В июле 1930 по ложному доносу он был арестован, обвинен во вредительстве и осужден на 3 года лагерей. Работая после отбытия срока на стройках, участвует и побеждает
в конкурсе на лучший проект ветроэлектрост. (ВЭС) мощностью 12000 кВт, которую предполагалось возвести в Крыму на горе Ай-Петри. Проект Кондратюка, поддержанный С. Орджоникидзе, приняли, однако в связи со смертью Орджоникидзе он не был реализован. В 1932 году Юрий для работы в области ветроэнергетики перевелся в Москву.
5 июля 1941 Кондратюк добровольно записался в
дивизию народного ополчения Киевского р-на Москвы. В БСЭ сказано, что в феврале 1942 он пропал без вести; Большой
энциклопедический словарь (М., 1998) сообщает: погиб на фронте в 1941. Так или иначе, место исчезновения (или гибели) Кондратюка неизвестно. Примерно в нач. 1930-х профессор В. Ветчинкин, узнав, что Кондратюк приехал в Москву, решил познакомить его с С. Королевым. Сергей спросил, интересуется ли тот сейчас космоплаванием, и, услышав в ответ, что сибиряки называют Кондратюка «новосибирским Циолковским», дал согласие. Встреча произошла в доме № 19 на Садово-Спасской, где в то время в здании размещалась ГИРД (группа изучения реактивного движения). Сергей поведал о планах ГИРДа, продемонстрировав техническую базу и под конец заметил, что ищет замену умершему Ф. Цандеру. Кондратюк слушал внимательно, но холодно: конкретные дела гирдовцев его
не взволновали. Он оживился лишь тогда, когда речь зашла о чисто теоретических проблемах космонавтики, причем космонавтики будущего. Полукустарное производство ГИРДа произвело на Кондраюка невыгодное впечатление – он, инженер, автор и технический руководитель строительства
элеваторов и ветровых электростанций, имевший дело с современными технологиями, удивился тому, что ракетное дело рождается в примитивных условиях. Королев, будучи человеком умным и проницательным, все понял и потому ограничился абстрактной просьбой о сотрудничестве. Юрий долго молчал, боясь огорчить единомышленников, но в конце сказал: «Не могу, я дал обещание наркому Серго». Сергей
обиделся, но виду не показал. Это была единственная их встреча. «Не поверил он в нас», – так позже подвел итог С. Королев. Да, не поверил. А жаль. Ибо «когда знакомишься с работами Кондратюка, – не только с его книгами по космонавтике, но и с его работами по элеваторам,
ветровым электростанциям, в общем, в широком смысле слова берешь деятельность Кондратюка, то что поражает? Поражает чрезвычайная оригинальность мышления Вот – стр-во амбара какого-то невероятного – нестандартное решение. Всегда решения нестандартные и очень продуманные в инженерном плане. Я думаю, что если бы он был жив и мог работать в области ракетной техники после войны, то был бы таким, как Королев» (академик Раушенбах).

После удачного полета корабля «Аполлон-11» к Луне американский ученый доктор Лоу сказал: «Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор ее, Ю. Кондратюк, обосновал
и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с ее орбиты – возвращение на лунную орбиту – стыковка с основным кораблем – полет на Землю». Советскую лунную программу, начавшуюся не менее впечатляюще, чем американская, после смерти С. Королева свернули. В результате идеи Кондратюка оказались востребованы больше на Западе, чем на родине. Плюс еще клеймо неблагонадежности, оставшееся после ареста (Кондратюка реабилитировали только 26 марта 1970). В результате Юрий на долгие годы не то чтобы был полностью забыт, но отодвинут в тень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий