вторник, 31 марта 2020 г.

Коненков Сергей

Коненков Сергей (1874–1971) – скульптор. Родился в крестьянской семье в Смоленской области. Чувство красоты, поэтический мир художника связаны с впечатлениями, переживаниями детства, которые Сергей испытывал, вступая в повседневное общение с природой: «Фантастический мир был для меня очень реальным. Казалось, что на согнутом суку березы раскачивается русалка и ее длинные волосы касаются самой земли. Мог ли я думать тогда, что в этом мире сказки уже зарождались многие будущие мои произведения Среднерусская родная природа была моим первым учителем». На всю жизнь Коненкову запомнились и черты бытового уклада русского крестьянства, в котором сочетались крестьянские заповеди и отголоски языческих преданий, составляя причудливое единство. Позже это отразилось в работах скульптора («Старичок –полевичок», «Стрибог»). Научившись в детстве игре на музыкальных инструментах, Коненков через пронес душевную страсть к музыке, она была излюбленной темой его творчества. В 1892-1896 гг. учился в МУЖВЗ, где его учителями были И. Иванов и С. Волнухин. В 1902 г. закончил Академию художеств. В нач. XX века мастерская скульптора располагалась на мансарде доходного дома А. Ечкина. Скульптор принимал участие в украшении рельефными клеймами фасада Покровского собора Марфо-Мариинской обители, изображающие Распятие и Небесный Иерусалим. В дореволюционных работах Коненкова заметны модернистские тенденции, в частности мотивы человека в стихии, стихии истории и природы. Художником передано ощущение революции («Самсон, разрывающий узы»). Особый колорит художественного мышления мастера проявился в произведениях из дерева, «лесных мотивах». Коненков зарекомендовал себя как выдающийся мастер портрета («Сказительница М. Кривополенова»). Революция 1917 г. вызвала неоднозначную оценку скульптора. Его работы этого периода, созданные по плану монументальной пропаганды, далеки от официоза (памят. доска «Павшим в борьбе за мир и богатство народов»; группа «Степан Разин со своей ватагой»). Коненков воспринимал революционные перемены в стране как трагедию народа. В 1924–1945 гг. жил и работал в США. Несмотря на обилие заказов, в Америке ему не удалось достичь успеха. Интерес представляет созданный им цикл символических рисунков, в которых художник пытался предугадать судьбу человечества. В 1945 г. вернулся в СССР, где создал ряд парадных композиций (скульптурный декор Музыкально-драматического театра в Петроз-дске, 1954). Является автором памятника В. Снегиреву у главного входа Акушерской клиники им. Снегирева в Москве. Официальная власть поддерживала его, однако это не изменило сложного отношения мастера к советской власти и его мировоззренческих взглядов. К столетнему юбилею С. Коненкова в Москве в «доме под юбкой», где жил скульптор, был открыт его музей.

Коненков Сергей (1874, деревня Караковичи, ныне Смоленской области, – 1971, Москва), скульптор, народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств (1954), Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892–96) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина вместе с А.С. Голубкиной (с которой его связывали впоследствии общность творческих устремлений и глубокое взаимное уважение), в 1899–1902 – в петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках «Мира искусства»; член объединения Союз русских художников, его председатель в 1918–23. В 1902–23 и с 1945 жил в Москве. Первые значительные работы здесь выполнил в 1895–97 как мастер монументальной декорации – 6 выразительных по своей мощной пластике гипсовых кариатид доходного дома Перлова на 1-й Мещанской улице (ныне просп. Мира, 3); в 1905 творчески и очень индивидуально перетолковал образы античной мифологии в мраморных скульптурах и рельефах для вестибюля кофейни Филиппова на Тверской улице (ныне ресторан «Центральный»). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве в составе боевой дружины принимал участие в защите баррикад на Арбате, где была его мастерская; события этих дней отразились в его творчестве («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин», мрамор, 1906, Музей Революции в Москве). В 1900–10-х гг. обращался к дереву, создавая сказочные, фольклорно-мифологические образы («Старичок-полевичок», 1910, ГТГ), работал над психологически выразительными портретами, в том числе близких ему людей творческого склада (издателя П.П. Кончаловского, дерево, 1903–04, частное собрание в Москве; А.П. Чехова, мрамор, 1908, Дом-музей А.П. Чехова в Москве; скрипача Ф.Г. Ромашкова, бронза, 1909, частное собрание в Москве). Коненков был особенно близок с семьей Кончаловских, поддерживал дружеские и творческие связи с Ф.О. Шехтелем, И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, по инициативе которого выполнил белокаменные резные кресты на наружных стенах храма Марфо-Мариинской обители (1910), а также деревянный тонированный горельеф «Пиршество» для столовой дома Карповых (1910, ныне в ГТГ). В 1914–23 занимал большую скульптурную мастерскую в д. 3 на улице Большая Пресня, где собирались музыканты, актеры Художественного театра, живописцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Г.Б. Якулов, поэт С.А. Есенин, портрет которого в дереве Коненков выполнил в 1920 (Институт мировой литературы имени А.М. Горького). В 1916 здесь проходила первая персональная выставка произведений Коненкова. С 1916 Коненков – председатель Московского профессионального союза скульпторов. В 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства, в 1918 – в Коллегии по делам изобразительных искусств. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта (1918–22). В 1918 в рамках плана монументальной пропаганды создал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (барельеф, цветной бетон, была установлена на Сенатской башне Кремля, ныне в ГРМ), оригинальную по композиции скульптурную группу «Степан Разин со своей дружиной» (подцвеченное дерево, была установлена на Лобном месте, ныне в ГРМ). В 1923 для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки изготовил ряд монументальных деревянных фигур («Текстильщица», ГТГ). В 1924–45 жил в США. После возвращения на родину работал над классицистически строгим рельефным многофигурным фризом для Института геохимии АН (1953–54), произведениями, полными героической символики («Освобожденный человек», 1947, ГРМ), создавал глубоко-лирические и приподнято-оптимистические образы («Марфинька», мрамор, 1950, ГРМ; «Автопортрет», мрамор, ГТГ, 1954), исполнил портреты выдающихся деятелей науки и культуры (А.Б. Гольденвейзера, дерево, 1950, Музей-мастерская Коненкова; И.П. Павлова, мрамор, 1952, Музей Революции; Н.Д. Зелинского, мрамор, 1952, ГРМ), памятники (хирургу А.В. Вишневскому, бронза, 1950, установлен на терр. Института хирургии в Москве), надгробные памятники (М.М. Пришвину, 1955, на Введенском кладбище; В.В. Вишневскому, 1957, О.Ю. Шмидту, 1958, на Новодевичьем кладбище). Из дерева изготавливал мебель в виде причудливых фигур животных и птиц (кресло «Орел», 1955, стул «Лебедь», 1955, стул со змеей, 1958, все – в Музее-мастерской Коненкова). В доме, где в 1947–71 жил Коненков (Тверской бульвар, 28; памят. доска), открыт Музей-мастерская, где собраны многочисленные произведения скульптора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий