Иван Лихачев род. в 1896 в семье крестьянина Тульской губ.; с 12 лет слесарь в кустарных мастерских, затем на Путиловском з-де. В 1915 призван в армию рядовым Балтфлота, ранен в боях. С 1917 — член партии, 3 года служил в органах ВЧК, 5 лет отдал профсоюзной работе. В 1926 пришел на автозавод, который за время его директорства разросся на огромной площади в Пролетарском р-не на месте Тюфелевой рощи — бывш. имения помещика фон-Дервиза, где трудились десятки тыс. рабочих, а в 1926 было 970 чел.
Лихачев провел 3 масштабные реконструкции предприятия. В годы 2-й пятилетки было освоено пр-во грузовых автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6 и 1-го сов. легкового авто высшего класса ЗИС-101. В 1939 Лихачев назначен народным комиссаром среднего машиностроения, в 1940 возвр. на ЗИЛ. В начале ВОВ, эвакуируя завод, создал 4 его ф-ла, выросших впоследствии в самостоятельные з-ды: Уральский и Ульяновский автомобильные, Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный. В 1950 снят с директорского поста и направлен руководить авиационным з-дом в Лихоборах. С 1953 до смерти — министр автомобильного транспорта. Ежедневно несколько часов проводил в цехах, шел в первую очередь к мастерам; после его посещений что-то переделывалось, обновлялось. Когда он спал, отдыхал — неизвестно. Всегда бодрый успевал везде. Никого не надо было просить остаться после смены. Люди сами не уходили, не выполнив дневного задания. Л. был не просто директором, а хозяином: заставлял считать все расходы, экономить на всем, составлять обзоры хоз. деятельности цехов. К нерадивым руководителям цехов применял санкции: прекращалась выдача металла при его перерасходе, задерживалась зарплата, начальники лишались премий. Много внимания уделял вопросам снабжения. Часто ездил не только в министерства-поставщики, но и на кооперированные з-ды, в т. ч. на уральские и сибирские. Лихачева нельзя было провести. С другой стороны, Л. оказывал помощь поставщикам, изготавливая оснастку, выделяя запчасти и закупая за границей в счет своих фондов оборудование. Поэтому добивался он для завода того, о чем другие только мечтали. Окончив трехклассное училище и курсы шоферов в 1914, Л. со временем стал высококлассным специалистом по большому кругу вопросов. В начале директорского пути, в 1930-х, он занимался самообразованием, приглашая преподавателей раз. дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов, прикрепляя к ним преподавателей. Его стол был завален свежими номерами научно-технических изданий, включая и зарубежные. Одни он просматривал, другие изучал обстоятельно. Перед тем как подписать к-л решение, он собирал совещание, на которое приглашались все, кого это решение касалось: не только начальники, но и мастера, технологи, конструкторы. Внимательно выслушивая каждого, Л. заставлял высказываться непосредственных исполнителей. Подобные совещания служили еще одной важнейшей цели — на них директор знакомился с людьми, подбирал молодые перспективные кадры. Умных инициативных людей Л. выдвигал на руководящие должности. Инициатива снизу на всех уровнях — была главная идея Л. Особенность стиля Л. — стремление в условиях зависимости з-да от кооперированных производств как можно больше делать у себя: орг. свое газовое хозяйство, бетонный з-д и кислородно-ацетиленовую станцию, пр-во жидкого азота для сушки холодильников — новой продукции предприятия. Люди были для Л. главным: он помнил тысячи фамилий; сотни рабочих-кадровиков звал по имени-отчеству. Хорошо изучив ближайших помощников — руководящий состав завода, он к каждому умел найти подход: всякий мог подойти к директору с просьбой. Если отказывал, всегда объяснял причину. Проезжая на автомобиле мимо рабочего или служащего з-да, он останавливался: «Садитесь!» Часто рабочие ночной смены ждали его утром у заводоуправления и обращались с вопросами. Если не мог дать ответ сразу, забирал рабочего с собой в контору. Наказывал проштрафившихся порой жестоко, но не подставлял своих людей, когда в дело вмешивались сторонние организации — предпочитал принимать удар на себя. О своих работниках заботился: помогал с жильем, лечением, пайками. В личные обстоятельства людей входил не менее подробно, чем в дела производственные. Не переносил, когда кто-нибудь ругал завод, а увольнение воспринимал едва ли не как измену. Любил машины. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Был футбольным болельщиком, много внимания уделял команде «Торпедо». Завоеванные ею кубки стояли у него в кабинете. В последние годы еле дышал – износился в непрестанных трудах. До этого у него случился инфаркт. Памятником Лихачеву стал гигант — автозавод. В сущности, нигде не учился, а управлял огромным заводом, министерством.
Лихачев провел 3 масштабные реконструкции предприятия. В годы 2-й пятилетки было освоено пр-во грузовых автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6 и 1-го сов. легкового авто высшего класса ЗИС-101. В 1939 Лихачев назначен народным комиссаром среднего машиностроения, в 1940 возвр. на ЗИЛ. В начале ВОВ, эвакуируя завод, создал 4 его ф-ла, выросших впоследствии в самостоятельные з-ды: Уральский и Ульяновский автомобильные, Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный. В 1950 снят с директорского поста и направлен руководить авиационным з-дом в Лихоборах. С 1953 до смерти — министр автомобильного транспорта. Ежедневно несколько часов проводил в цехах, шел в первую очередь к мастерам; после его посещений что-то переделывалось, обновлялось. Когда он спал, отдыхал — неизвестно. Всегда бодрый успевал везде. Никого не надо было просить остаться после смены. Люди сами не уходили, не выполнив дневного задания. Л. был не просто директором, а хозяином: заставлял считать все расходы, экономить на всем, составлять обзоры хоз. деятельности цехов. К нерадивым руководителям цехов применял санкции: прекращалась выдача металла при его перерасходе, задерживалась зарплата, начальники лишались премий. Много внимания уделял вопросам снабжения. Часто ездил не только в министерства-поставщики, но и на кооперированные з-ды, в т. ч. на уральские и сибирские. Лихачева нельзя было провести. С другой стороны, Л. оказывал помощь поставщикам, изготавливая оснастку, выделяя запчасти и закупая за границей в счет своих фондов оборудование. Поэтому добивался он для завода того, о чем другие только мечтали. Окончив трехклассное училище и курсы шоферов в 1914, Л. со временем стал высококлассным специалистом по большому кругу вопросов. В начале директорского пути, в 1930-х, он занимался самообразованием, приглашая преподавателей раз. дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов, прикрепляя к ним преподавателей. Его стол был завален свежими номерами научно-технических изданий, включая и зарубежные. Одни он просматривал, другие изучал обстоятельно. Перед тем как подписать к-л решение, он собирал совещание, на которое приглашались все, кого это решение касалось: не только начальники, но и мастера, технологи, конструкторы. Внимательно выслушивая каждого, Л. заставлял высказываться непосредственных исполнителей. Подобные совещания служили еще одной важнейшей цели — на них директор знакомился с людьми, подбирал молодые перспективные кадры. Умных инициативных людей Л. выдвигал на руководящие должности. Инициатива снизу на всех уровнях — была главная идея Л. Особенность стиля Л. — стремление в условиях зависимости з-да от кооперированных производств как можно больше делать у себя: орг. свое газовое хозяйство, бетонный з-д и кислородно-ацетиленовую станцию, пр-во жидкого азота для сушки холодильников — новой продукции предприятия. Люди были для Л. главным: он помнил тысячи фамилий; сотни рабочих-кадровиков звал по имени-отчеству. Хорошо изучив ближайших помощников — руководящий состав завода, он к каждому умел найти подход: всякий мог подойти к директору с просьбой. Если отказывал, всегда объяснял причину. Проезжая на автомобиле мимо рабочего или служащего з-да, он останавливался: «Садитесь!» Часто рабочие ночной смены ждали его утром у заводоуправления и обращались с вопросами. Если не мог дать ответ сразу, забирал рабочего с собой в контору. Наказывал проштрафившихся порой жестоко, но не подставлял своих людей, когда в дело вмешивались сторонние организации — предпочитал принимать удар на себя. О своих работниках заботился: помогал с жильем, лечением, пайками. В личные обстоятельства людей входил не менее подробно, чем в дела производственные. Не переносил, когда кто-нибудь ругал завод, а увольнение воспринимал едва ли не как измену. Любил машины. Для него автомобиль являлся как бы живым существом. Болезненно переносил аварии во время заводских испытаний. Был футбольным болельщиком, много внимания уделял команде «Торпедо». Завоеванные ею кубки стояли у него в кабинете. В последние годы еле дышал – износился в непрестанных трудах. До этого у него случился инфаркт. Памятником Лихачеву стал гигант — автозавод. В сущности, нигде не учился, а управлял огромным заводом, министерством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий