Яковлев Александр (1906–1989) – авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник, инженер. Родился и жил в Москве. В 1920-е гг. ‒ один из зачинателей авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 г. построил планер АВФ-10, в 1927 г. ‒ легкий самолет АИР-1. С 1924 г. моторист, с 1927 г. слушатель Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Жуковского; конструировал легкие самолеты. По окончании академии инженер на авиационном заводе, где в 1932 г. сформировал КБ легкой авиации. С 1935 г. главный, с 1956 г. генеральный конструктор КБ, в 1940‒46 гг. одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. В 1932 г. сконструировал серийный самолет местной связи АИР-6 и скоростной почтовый АИР-7, в 1935‒36 гг. ‒ массовые учебные самолеты УТ-2 и УТ-1, в 1939 г. ‒ бомбардировщик ББ-22 (567 км/ч), в 1940‒43 гг. истребители ВОВ Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили 2/3 советской истребительной авиации (36 000 экз.). Член ВКПб с 1938 г. В 1944 г. на Як-3 достигнута скорость 745 км/ч ‒ наибольшая для советских поршневых самолетов. Один из первых создателей реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные боевые самолеты: Як-15 ‒ 1-й советский реактивный истребитель, принятый на вооружение (1946); Як-25 ‒ 1-й всепогодный перехватчик (1952); Як-28 ‒ 1-й советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (1958); 1-й советский самолет вертикального взлета и посадки (1967): десантный планер Як-14; вертолет Як-24; учебные самолеты Як-11 и Як-18 для ВВС и аэроклубов и Як-18Т для Аэрофлота; многоцелевой Як-12; спортивные Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, на которых были установлены рекорды мира и Европы по высшему пилотажу (всего на самолетах конструкции Я. было установлено 45 мировых рекордов); реактивные пассажирские Як-40 и Як-42. Под руководством Я. создано 75 типов самолетов. Создал школу проектирования, с большой широтой диапазона ‒ самолеты боевые, пассажирские и учебно-спортивные. Депутат Верховного Совета СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий