понедельник, 10 февраля 2020 г.

Макаров Степан

Макаров Степан родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 г. окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 г. произведен в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 г. ‒ на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 г. после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877‒78 гг. осуществил эту идею и провел ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881 г., командуя пароходом-стационаром «Тамань», провел гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей». В 1882‒86 гг. служил на Балтийском флоте. В 1886‒89 гг., командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно ‒ в северной части Тихого океана. Эти работы были М. обобщены в труде «Витязь и Тихий океан». В 1890 г. назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 г. главным инспектором морской артиллерии. В 1890-х годах изобрел бронебойные наконечники («наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С 1894 г. ‒ командующий эскадрой Средиземного м. В 1894‒96 гг. совершил второе кругосветное путешествие: в 1894 г. из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 г. перешел с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 г. перешел через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896 г. командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола »Ермак». В 1897 г. опубликовал капитальный труд («Рассуждения по вопросам морской тактики»), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В 1899 г. на «Ермаке» М. перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне ‒ августе того же года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 г. плавал в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта. В труде «Без парусов» (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904‒05 гг. назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий