воскресенье, 30 октября 2016 г.

Новощапово

СТАТУС
Деревня в Клинском районе.
Входит в состав Зубовского сельского поселения.

ОПИСАНИЕ
Деревня расположена в 6 км от райцентра (Клина) и в 68 км от Москвы (МКАД).
Через деревню проходит автодорога А108 Московское большое кольцо.
Деревня расположена на безымянном левом притоке реки Лютенка (правый приток Сестры).
Население - 850 человек (2010).

ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ

 
1. На электричке: с Ленинградского вокзала до ст. Клин (89 км), далее автобусом на Рогачево или Слободу (7 км).

СХЕМА ПРОЕЗДА

СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ

ТОПОНИМИКА

ИСТОРИЯ
Самое раннее упоминание о существовании Церкви близ нынешнего села Новощапово относится к XVI веку. Храм находился в селе Опалево, названному так по фамилии владельцев. Например, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 год упомянут Никита Семенович Опалев.
Село это находилось недалеко от пустоши Щапово Меньшое и возникшего позднее села Ново-Щапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин – Дмитров, как и большинство сел по этой дороге, Опалево было полностью разорено польско-литовскими шайками, в котором, скорее всего и церковь была полностью уничтожена. Пустошь Малое Щапово находилась на противоположной стороне дороги от современного села Новощапово, где была построена каменная церковь. В документах от 1624 года, разоренное войной село Опалево уже именуется пустошью.
В документах 1646 года говорится о деревне Щапово, что было село Опалево, т.е. в это время храм еще не восстановлен: «…За князем за Иваном Саниным Мурзиным сыном Мамаевым, что было за дьяком за Гаврилом Левонтьевым жребий деревня Щапово... что было село Опалево...».
Никон в ноябре 1653 года купил в Клинском уезде село Щапово с деревнями да 60 пустошей.
В 1678 году сельцо Щапово с деревнями принадлежало Тверскому Иверскому монастырю, «…а в сельце был двор монастырский».
Документ за 1685 год сообщает о вновь построенной церкви: «В Клинском уезде... за Иверским монастырем вотчине село, что бывала пустошь Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь по-строена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев».
В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, что Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева т. к. в то время часто фамилией (в современном понимании этого слова) являлось имя отца. «Церковь деревянная, со всякой церковной утварью».
В 1715 году попу Аггею Семенову 76 лет (т. е. родился в 1639 году). Жене его Офимье Ивановой (Ивановне) 70 лет, (родилась в 1645 году). «…У него Елисей во дьяконах 25 лет, жена его Авдотья Иванова 20 лет. У него ж попа сын Федосий 17 лет…». Иными словами у Аггея Семенова старший сын - Елисей (1690 г. р.) в сане диакона служит с отцом в той же церкви Живоночальной Троицы. Он женат на Авдотье Ивановой (Ивановне) 1695 г. р. И младший сын Федосий 1698 г. р.
В 1756 году построено новое деревянное здание церкви.
Документ за 1767 год сообщает о смене владельца села: «Щапово, село Подгородного стана, владение Коллегии экономии, ранее Иверского монастыря и Клинского яма. Писцовая церковная земля церкви Троицы, что в селе Щапове, церковь и кладбище».
С 1770 года по 1805 год настоятелем церкви Живоначальной Троицы священник Гаврила Климентов. В школах не учился, штрафован. В годы его настоятельства в 1787 году построена новая колокольня деревянного храма.
С 1805 года и до 1854 года настоятелем Троицкой церкви был священник Феодор Никитич Наумов.
В годы настоятельства Феодора Никитича Наумова, взамен обветшавшей деревянной церкви в Щапове, 11-го сентября (24 сентября н.ст.) 1832 года на новом месте, у деревни Максимково на тракте из Клина в Дмитров заложена новая, каменная церковь «…кладкою кроме колокольни кончена, покрыта железом, и один предел в трапезе приуготовлен к освящению». В том же 1832 году кладкою доведена до сводов, кроме колокольни.
В 1832 году священнику Феодору Никитичу Наумову 55 лет от рождения, жене его Евдокие Алексиевне – 42 лет, детям – дочери Евдокии 26 лет и сыновьям – Афанасию - 19, Василию - 17, Александру - 11, Дмитрию - 6 и младшему сыну Николаю - 4 года.
Старая деревянная церковь Живоночальной троицы в селе Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой и совершали захоронения. Колокольня у деревянной церкви, по резолюции Его Высокопреосвященства была разобрана и употреблена на обжиг кирпичей для строительства нового каменного храма. Эти кирпичи изготавливали тут же - на месте строительства. Старая деревянная церковь просуществовала на прежнем месте до 1847 года, в котором и была упразднена. Впоследствии на месте упраздненной церкви была поставлена часовня, не сохранившаяся до нашего времени. Сейчас на этом месте стараниями прихожан водружен Поклонный крест, у которого в летнее время совершаются водосвятные молебны.
До 2006 года Новощапово было центром Новощаповского сельского округа.
 

 
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ


ХРАМ

НАЗВАНИЕ
Св. Троицы
Приделы: Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца

ИСТОРИЯ

 
 В 1832-1835 гг. недалеко от того места в Новощапове на средства прихожан был построен новый каменный храм с тремя приделами: в честь Пресвятой Троицы, во имя свт. Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери.
С 25 января 1915 года в Троицком храме начал свое дьяконское служение Феодор Воздвиженский. В годы советской власти стало известно, что в 1920-х годах, отошедший в обновленческий раскол, священник Феодор Воздвиженский, настоятель Троицкой церкви села Новощапово, состоявший членом и секретарем Клинского викариального управления, перед гробом Патриарха Тихона раскаялся в том, что отошел от истинной Православной веры, и вновь принял посвящение в священный сан от православного епископа и снова назначен к Троицкой церкви.
До самого закрытия Троицкого храма, служил в нем протоиерей Александр Смирнов. После этого он священствовал в Скорбященской церкви г. Клина, а во время Великой Отечественной Войны оказался единственным священником в городе. Отец Александр всегда отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении.

В 1930-х гг. храм закрыли, а в здании разместили стеклодувный цех. С целью расширения стеклодувного производства его частично реконструировали и перестроили, была взорвана колокольня.

В 1992 г. церковь передали вновь образованной православной общине.
10 октября 1994 года Указом Митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Алексий Усков.
Постоянные богослужения стали проводиться с Рождества 1995 года в небольшом помещении пристройки, где была оборудована временная церковь, сам храм для проведения богослужений не был обустроен. Начались постепенные работы по подготовке помещений: расчистка храма и вывоз мусора, остекление храма и частичное восстановление кровли.
Прошло совсем немного времени и вот уже в тёплое время года церковные службы стали совершаться в большом летнем храме, а с появлением отопления – начали проходить в нем круглогодично.
На сегодняшний день, на пожертвования прихожан Троицкого Храма начаты работы по согласованию и утверждению архитектурного решения восстановления здания Храма и его купольной части, строительству новой колокольни, проведены необходимые капитальные работы потолочной и напольной части трапезной Храма, работы по остеклению помещений, устройству отопления, электро и водоснабжению служебных помещений. Сейчас ведутся реставрационные работы в трапезной части храма, где уже выполнены все арматурные и бетонные работы пола. Выполнены все капитальные работы по ограждению лицевой части Храма, на очереди – изготовление кованной части ограждения и восстановление пятиглавого верха четверика и кровли.
ЛИЧНОСТИ

АРХИТЕКТУРА

 
Оригинальное произведение провинциальной архитектуры, сочетающее архаичные приемы и формы классицизма и псевдоготики в наружном убранстве, здание построено по осевой схеме.
В центре находится массивный двусветный, некогда пятиглавый четверик, бесстолпного храма, перекрытый глухим сомкнутым сводом.
Бесстолпная удлиненная трапезная соединяла ранее храм с ныне утраченной трехъярусной колокольней.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: протоиерей Алексий Усков.

ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ

 
Роспись частично сохранилась только в алтаре.
Полы практически не сохранились.
В церкви находится особо почитаемая икона св. блгв. кн. Михаила Черниговского с частицей его мощей.

РЕЖИМ РАБОТЫ
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям, большим церковным праздникам и в некоторые другие дни. Литургия начинается в 8.00, а всенощное бдение - в 17.00.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)

В помещениях пристройки, где ранее размещалась временная церковь, сейчас находится церковная библиотека.
В настоящее время при храме действует детская церковно-приходская школа. Ребята вместе с отцом Алексием посещают инвалидов, нуждающихся людей, одиноких престарелых, стараются им чем-то помочь. В Рождество Христово, во время святок, в Пасхальные дни и в престольный праздник Святой Троицы при нашей церкви проводятся спектакли с участием прихожан и их детей. Летом организовывается детский православный лагерь.
По воскресным дням после Богослужений прихожане вместе с настоятелем собираются на чаепития, во время которых обсуждаются различные духовные вопросы и проводятся катехизические беседы.

 
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
средняя школа
 детский сад № 41 Одуванчик
 отделение почты
медпункт

ПУНКТЫ ПИТАНИЯ

ПУНКТЫ ОТДЫХА

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ

 
ФОТО

 
 ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013)
Закон Московской области от 25.03.2011 № 36/2011-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области „О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“, Закон Московской области „О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“, Закон Московской области „О статусе и границах Истринского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований“» (принят постановлением Мособлдумы от 17.03.2011 № 8/149-П)
Клин Православный, серия "Православие сегодня", "Христианская жизнь", Клин, 1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий