ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Авраамий Галичский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Чухломской, Городецкий
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
14 век
ГЕОГРАФИЯ
Россия (Московская область - г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра; Костромская область)
ДНИ ПАМЯТИ
2 августа (20 июля ст. ст.) и в Соборах Костромских и Радонежских святых
ЖИЗНЬ
Ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского.
Место рождения и мирское имя Авраамия Галичского неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный первоначально подвизался в Нижегородском Печерском монастыре, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь.
Спустя некоторое время с благословения прп. Сергия Радонежского св. Авраамий ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне монастырь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, который владел Галичем в 1360-1363 гг.
Впоследствии прп. Авраамий основал еще три монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на) и Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на).
Преподобный скончался в часовне у последнего монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Эти монастыри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389).
Согласно житию, прп. Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 года или несколько позже.
Спустя некоторое время с благословения прп. Сергия Радонежского св. Авраамий ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне монастырь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). Он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, который владел Галичем в 1360-1363 гг.
Впоследствии прп. Авраамий основал еще три монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на) и Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на).
Преподобный скончался в часовне у последнего монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Эти монастыри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389).
Согласно житию, прп. Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 года или несколько позже.
МОЩИ
В 1608-1631 годах над находящимися под спудом в монастыре мощами прп. Авраамия был возведен каменный Покровский собор, в Ильинском приделе которого находилась гробница преподобного (св. Авраамий скончался в Ильин день).
В 1857 г. придел разобрали, и в 1857-1867 гг. над мощами преподобного был построен собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».
В 1896 г. над мощами освятили серебряную раку.
Рака преподобного Авраамия была изъята в 1922 г., но мощи в советское время никогда не вскрывались.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Авраамий был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в монастыре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное).
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
В 1622 г. началась запись случаев исцелений и других чудес, происходивших от мощей преподобного Авраамия.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Иконография преподобного Авраамия Галичского сложилась к нач. XVII в. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. облик святого описан так: «Сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы преподобническия и схима, в руках образ Пресвятыя Богородицы с превечным младенцем Иисусом Христом»; в др. руководстве сказано: «Сед, брада космачками, как у Предтеча, власы с ушей, ризы преподобническия».
На иконе второй пол. XVII в. (ЦАК МДА) он изображен в рост, с благословляющей десницей и Галичской (Умиление) иконой Божией Матери в левой руке. В среднике иконы «Преподобный Авраамий Галичский, с 12 клеймами жития» (вторая пол. XVIII в. ЦМиАР) преподобный представлен в темной мантии и рясе киноварного цвета, в руках икона и развернутый свиток, борода разделена на пряди. В клеймах изображено: прп. Авраамий молит прп. Сергия Радонежского о пострижении в иночество; испрашивает благословения уйти в пустыню; обретение иконы; по просьбе галичского князя прп. Авраамий приходит с иконой в Галич; молитвы и труды святого; преставление; первое чудо исцеления у гроба.
Особым иконографическим изводом является сюжет о явлении прп. Авраамию образа Богородицы «Умиление»: например, на иконах сер. XVII в. (ГТГ) и второй пол. XVII в. (ГМЗК), где святой представлен трижды: молящимся на берегу озера, на горе пред иконой, стоящей в ветвях дерева, и в центре изображения - с иконой в руках, поддерживаемой ангелами. Изображения прп. Авраамия хранятся также в музеях Костромы, Чухломы, Солигалича.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Нет.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
В 17-19 вв. преподобный Авраамий являлся одним из наиболее почитаемых святых Костромской земли, в это время в крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь.
МОНАСТЫРИ
Первые три из четырех монастырей, основанных прп. Аврамием Городецким, в 18 веке были упразднены и обращены в приходские церкви, но Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподобного закрыт не был.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Вероятно, одновременно с житием в середине 16 в. была составлена служба преподобному.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ
Житие прп. Авраамия было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого монастыря Протасием, который положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных 16-18 вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые бо́льшая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь»).
ИСТОЧНИКИ
Н. А. Зонтиков, Э. Н. И. Авраамий Галичский. Православная энциклопедия, т. 1
Чухломской Аврамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859;
Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912.
Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 982;
Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861;
Ключевский. Древнерусские жития.
Житие и преставление преподобного и богоносного отца нашего игумена Авраамия Галичского нового чудотворца. СПб., 1865
Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 65-74;
Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6-7;
Филимонов. Иконописный подлинник
Голубинский. Канонизация святых.
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках. М., 1966
Преподобный Сергий Радонежский / Авт.-сост. Н. Н. Чугреева. М., 1992
Авдеев А. Галичские книжники // Галичский край. Галич, 1995
Преподобный Авраамий Городецкий, Чухломской и Галичский чудотворец, и созданный им Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. М., 1996;
Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2.
Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI-XIX вв./ ГМЗК. М., 1999.
БАН. Строг. № 66. Л. 155об., кон. XVIII в.
Состояние на 14.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий