понедельник, 31 октября 2016 г.

Агафангел Ярославский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Агафангел Ярославский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Преображенский

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Российский, или Церкви Русской)

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

Московская область, Серебряно-Прудский район, село Мочилы; г. Тула; Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра; Рязанская обл.; г. Томск и область; г. Иркутск и сибирский регион; г. Ярославль и область, а также г. Рига и Латвия

ДНИ ПАМЯТИ
  
16 октября (3 октября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских; Воронежских, Липецких и Эстонских святых

ЖИЗНЬ

Преображенский Александр родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Веневского уезда Тульской губернии (сегодня в Московской области), в семье священника Лаврентия. Родители будущего святителя в жизни своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на русской земле. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие - вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так: "Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов - этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование".

В 1871 году юноша поступил в Тульскую духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные духовные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали полученным в семье традициям церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное о6щение с отцом помогло ему преодолеть эти искушения и в 1877 году он поступает в Московскую духовную академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.

В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Московскую духовную академию. За свое исследование на тему: "Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текста по списку 1263 года" он был удостоен степени кандидата богословия. В 1881 году Александр был назначен на должность преподавателя латыни в Ранненбургское Духовное училище Рязанской епархии, а 7 декабря 1882 года он становится помощником смотрителя Скопинского Духовного училища той же епархии.

В том же 1882 году он вступает в брак с дочерью священника Анной. Но не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр потерял жену и новорожденного младенца почти одновременно. "Жизненный путь, избранный мною - не мой жребий... я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому" - так он вспоминал урок, вынесенный из этих страшных испытаний. 7 марта 1885 года Александр принял монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века), а затем сан иеромонаха.

В 1886 году отец Агафангел назначается на должность инспектора Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена - лишь через 20 лет вернулся он в центральную Россию.

В 1888 году отца Агафангела назначают ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а 10 сентября 1889 года он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года занимает кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 году Владыку возвели в сан архиепископа.

При усовершенствовании деятельности духовных учебных заведений в своих епархиях святитель стремился все преобразования подчинить одной цели: чтобы юношество прежде всего полюбило молитву. Вообще, церковное просвещение и жизнь евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности владыки. Много он сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.

К ожидавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел составил по поручению Святейшего Синода отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с 17 века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пансионеров. "Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению - вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним" - так свидетельствовали о нем его современники.

В 1912 году Владыка награждается бриллиантовым крестом на клобук. В Постановлении о награждении подчёркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединённая с твёрдостью.

С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. 

Начавшаяся летом 1914 года война не дала Владыке полностью отдаться мирной архипастырской деятельности. Он организовывал госпитали, отправлял священников в армию. В 1917-1918 годах являлся членом Предсоборного присутствия и затем членом Поместного Собора. С 1918 года - членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.

12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: "Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора".

3 июня 1922 года появился "Меморандум трех" за подписью митрополита Сергия (Страгородскаго) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова), где предательски заявлялось, что обновленческое ВЦУ является "единственной канонически законной церковной властью". Все пастыри призывались считать распоряжения ВЦУ "законными и обязательными".

В этот момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление РПЦ, где призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святителя арестовали. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края (в Томской губернии).

В своем завещании Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя - священномученики митрополит Петр (Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов). Органы ГПУ пытались поставить у кормила Церкви послушную группу епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Однако, митрополит Сергий (Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем на время ссылки всех трех Патриарших Местоблюстителей, запретил эту группу.

Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, пытается оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года происходит его встреча с владыкой в Пермской тюрьме. Он предлагает святителю принять высшую церковную власть, чтобы столкнуть ведущих иерархов при помощи разных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка не мог располагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского), но, помня предательское поведение митрополита Сергия в 1922 году, он из Перми в апреле 1926 года издал Послание, в котором извещает о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получил указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, но митрополит Сергий, согласившись было освободить должность, по-видимому под давлением ГПУ, отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу.

Последующее переговоры, телеграммы и письма митрополита Сергия, изобилующие канонической казуистикой, могли только убедить мудрого и твёрдого, но прямого и простодушного владыку в том, что Заместитель митрополита Петра - не тот человек, который способен объединить епископат и выстоять против нажима безбожной власти. Он понимает, что митрополит Сергий начнет борьбу и посылает в мае 1926 года телеграмму: "Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства".

Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствуете вступление митрополита Агафангела в должность Местоблюстителя. Святитель снова призвал митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы "распоряжения или скорее советы лица безответственного...".

Тогда митрополит Агафангел сообщил митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может ввиду преклонности лет и плохого здоровья. Будучи лишен властолюбивых устремлений святитель посоветовал митрополиту Петру передать вместо себя Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия. Но, видя пагубность, по его мнению, дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им "Декларации" 1927 года, владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил Владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.

Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, владыка призвал своих викарных епископов Варлаама Ряшенцева и Евгения Кобранова, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.

Однако, тут же оговаривалось, что "распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем". Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Владыка до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть.

Все эти переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье владыки. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слег в постель. Перед кончиной святитель часто приобщался Святых Таин. 

16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Погребли владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Святой Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
?

АФОРИЗМЫ

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

 Тропарь, глас 2: 

По вся дни умервщляем был еси Бога ради, святителю и исповедниче Христов Агафангеле, во время безбожных гонений лютых попечение о Церкви Русской от Патриарха Тихона прияв, коварные козни слуг диавола разорил еси и корабль церковный мудре управил еси силою возлюбившего тя Господа, Егоже моли даровати нам мир и велию милость.

ХРАМЫ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Состояние на 11.11.2016


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий